Сбалансированное сообщество. Из лекции «Повседневные пророки»

Это текст – часть лекции «Повседневные пророки», прочитанной Марджери Пост Эббот в 2016 году в рамках ежегодного лектория австралийских квакеров The Backhouse Lectures.

Друзья всегда рассматривали себя как сообщество, отдельное от мира сего, даже участвуя в событиях, влияющих на жизнь. Уолтер Брюггеман, почетный профессор Колумбийской теологической семинарии, специалист по Ветхому Завету, чья книга «Пророческое воображение» оказала большое влияние на формирование современных представлений о пророческом голосе, подчеркивает важность того, что послушание Богу превыше послушания государству, и указывает, что альтернативное пророческое сообщество играет важную роль, призывая остальную часть человечества действовать справедливо и с состраданием:

  • Социальная цель действительно трансцендентного Бога – наличие апелляционного суда помимо судов и порядков окружающего нас общества.
  • Задача пророческого служения – воспитывать, поддерживать и пробуждать сознание и восприятие, альтернативное сознанию и восприятию доминирующей культуры.

Понимание Бога и видение того, как человечество может существовать на этой планете, становятся насущными. Бог, вознаграждающий за добродетель богатством, или же злой, жестокий, наказывающий Бог может использоваться для оправдания такого же поведения на земле. Брюггеман описывает необходимость альтернативного сообщества для воспитания пророческого голоса и пути, которыми это сообщество поддерживает видение, формирующее нашу жизнь.

  • Долгая и доступная память, часто в песне и истории.
  • Наличествующее, выраженное чувство боли, которое ощущается как свое и выражается публично.
  • Активно выражаемое чувство надежды.
  • Эффективный режим рассуждений, сохраняющийся через поколения.

Песенное искусство никогда не было нашей сильной стороной, хотя в последние десятилетия произошли изменения: на слова Фокса и Вулмана были написаны большие хоровые произведения, исполненные затем квакерским театральным коллективом «Ливенеры», а также было опубликовано несколько сборников квакерских песен. Огромная сила заключается в нашей традиции публиковать духовные дневники, отражающие жизнь известных Друзей. В этих записях поколения делятся как своей болью, так и надеждами, уверенностью в Боге, действующем в этом мире, реальностью Нового Творения, проявленной на земле.

Друзья придерживаются мнения, что можно жить вместе без насилия, что человечество, когда оно находится в гармонии со Святым, может распознавать, когда пора знать меру, и процветать, не накапливая кричащего богатства или властных возможностей во вред другим. Этого истинного доверия Богу будет достаточно, когда мы начнем полагаться на божественное водительство и относиться друг к другу справедливо, с уважением и убежденностью, что все люди должны иметь доступ к основным средствам существования.

Чувство того, что есть Святое, пронизывает мой текст словно нить, проходящая сквозь многоцветную ткань. Иглы, которые тянут эту нить сквозь полотно повествования, сильно колются, когда я их игнорирую. Эта нить несет с собой понимание того, что человечество занимает уникальное место, имя возможность творить добро или зло, и имеет обязанность учитывать потребности всего сотворенного. В Библии эта нить проходит через предвидения Исаии, жизнь и слова Иисуса в «Откровении» о красоте города, построенного на холме. Она распространяется на весь мир и все формы веры.

Исторически квакерское служение опиралось на это Священное водительство. Это подчеркивает необходимость находить баланс между справедливостью и состраданием, между смирением и смелостью, между отдельным сообществом и всей жизнью на земном шаре. Эта нить напоминает нам о взаимозависимости и свободе, которые являются основными сторонами экосистемы служения.

На картине Эдварда Хикса «Мирное царство», репродукции которой можно увидеть в различных домах собраний и музеях, изображен образ из Исаии – лев, лежащий рядом с ягненком, и маленький ребенок, играющего с ядовитой гадюкой. В отдалении стоит Уильям Пенн в окружении людей из племени Ленни Ленапе, что символизирует честную, мирную покупку их земель.

Картина «Мирное царство», Эдвард Хикс. пророки

«Мирное царство». Эдвард Хикс. 1832 год.

Предвидение Исаии ассоциируется с Царством Божьим и во многих отношениях весьма привлекательно. Тем не менее, оно очень расходится с тем, что мы знаем сейчас об окружающей нас природной среде, чьи принципы существования трудно совместимы с нашим свидетельством о мире.

Например, теперь мы знаем, насколько важны для баланса в природе основные хищники, и что их удаление (или их слишком агрессивное поведение) приводит к загрязнению водотоков, вытаптыванию стадами оленей или лосей, количество животных некоторых видов выходит из-под контроля, съедается вся доступная пища, и тем самым меняется окружающая среда.

«Сотрудничество и конфликт приводят к адаптации растений и животных друг к другу. Виды и их среды обитания процветают как интерактивные, динамичные системы, которые постоянно меняют друг друга». По словам эколога Джо Скотта, без присутствия хищников зайцы-беляки, например, воздействуют на землю так, что она уже не способна их прокормить.

Таких примеров очень много, но я не биолог, который может составить для вас полную картину. Однако, если мы хотим, чтобы мир природы был образцом того, как люди могут вести себя в Новом Творении, в идеальном мире, необходимо принимать во внимание существование жесткой реальности. Наши духовные предки использовали метафору «война Агнца» для обозначения своей решимости противостоять злу в мире, используя только то оружие, которым пользовался Иисус – сострадание, веру в Бога, справедливость и другие инструменты ненасилия.

Сегодня многие люди пытаются представить себе, как человечеству лучше всего жить на этой планете в гармонии с Божьим путем и миром природы, от которой мы зависим. Я уверена, что, находясь в поиске образа желаемого мира, мы не можем некритично отталкиваться от примеров, взятых из дикой природы, однако существует множество таких убедительных образов, и они могут быть ценными. И, конечно, сообщества всех квакерских собраний имеют опыт как сотрудничества, так и конфликтов.

Жизнь в сообществе требует от нас адаптации, часто в чем-то небольшом, а не изменением своей сущности. Часто в ответ на разногласия люди выбирают роль доминирования, но вера наша укрепляет сотрудничество. Многие люди считают, что мы можем многому научиться в конфликте (в отличие от насилия), что мы можем научиться навыкам, которые помогают нам перевести конфликт из разрушительного процесса в процесс, который способствует росту и появлению новых возможностей. То, как мы взаимодействуем в наших семьях, является одной из таких систем обучения. Другой является сообщество квакерского собрания. В этих и других группах людей могут раскрываться как наши обиды, так и наши восторги, проявляться как наша зависть, так и наше торжество. Чем сплоченнее группа людей, тем более уязвимы эти люди по отношению друг к другу. Это одновременно сильная сторона, но и возможный источник вреда, преднамеренного или непреднамеренного.

Покойная Элиз Боулдинг, американская квакер-социолог и исследователь миротворчества, твердо верила в творческую роль конфликта, если мы посмотрим на то, что она назвала «вызреванием конфликта». Она определяет семью во множестве ее форм как место, где человек учится «навыкам человеческих отношений» и «адаптироваться к окружающей среде».

Она также говорит: «Каждую новообразованную семью можно рассматривать как колонию Царства Небесного, в которой проводится работа по формированию новых личностей».

Можем ли мы рассматривать наши собрания как такие вот колонии, но большего масштаба? Для вызревания конфликта важно осознание того, что боль в отношениях может быть признаком роста. «Все в Божьих руках. Допущение другого имеет решающее значение. Рост происходит при появлении противоречия». Она считает, что смелое участие в таком процессе так же важно, как способность любить при выстраивании семейных отношений и воспитании индивидуальности.

Все это части той сферы, которую она назвала глобальной гражданской культурой мира, лежащей в основе мирного царства на земле.

Нахождение в сообществе многое дает нам в понимании того, как относиться к другим людям и как видеть наше место на земном шаре, где мы живем. В сообществе мы учимся тому, как реагировать на разногласия, принимать решения в случаях, когда у нас разное понимание вопросов, которые нас глубоко затрагивают, как поддерживать отношения с людьми, когда их переполняют эмоции. То представление о будущем, которое есть у нашего сообщества, назовем ли мы его Новым Творением, Царством Божьим или как-то еще, влияет на нас и является неотъемлемой частью нашего свидетельства миру о том, как мы можем приблизиться к тому, чтобы стать сообществом повседневных пророков.

Видя красоту такой мечты, Друзья придерживаются ее в качестве примера для той реальности, которая может проявиться на земле. Зная это образец, можно легко увидеть, когда мир выходит из состояния равновесия. Выявить этот дисбаланс и предпринять шаги по его восстановлению – это также задача пророка. Радикальные пророки могут делать это на широких публичных аренах, но еще более важным является множество обычных пророков, которые осуществляют эту мечту в своих школах, домах, городах, странах. Без организации верующих, которые прислушиваются к Свету и помогают то же самое делать другим, радикальные пророки потеряются и будут одиноки.

(Источник, pdf-файл)