Отличие квакерского собрания от других христианских богослужений

Ролик под названием «Отличие квакерского собрания от других христианских богослужений» из видеопроекта QuakerSpeak американского квакерского журнала Friends Journal («Журнал Друзей»), регулярных коротких видео на квакерские темы. Фильм с русскими субтитрами. Они появятся, если в нижнем правом углу экрана ютьюба нажать на значок «субтитры» и выбрать русский язык.

Текст видео

Мы можем сказать, что молчание во время нашей молитвы – это не только средство приближения к Богу, но это также, возможно, лучший ответ на Божественный призыв.

Наше устное служение – добавление к тишине, но, в конце концов, мы остаёмся с тишиной, с этим чувством связи с Божественным присутствием; его мы ощущаем во время наших тихих встреч.

Отличие квакерского собрания от других христианских богослужений

Я думаю, что одной из основных находок квакеров в XX веке является возрастающая осторожность по отношению к теологии, так что мы неизбежно слегка подозрительны в случаях, когда есть опасность «поставить» Бога в слишком узкие рамки, стать чрезмерно доскональными знатоками природы Бога – слишком доктринально направленными, если желаете.

Поэтому мы можем назвать себя частью традиции открытого, полного надежды ожидания. Мы уходим в тишину и спокойствие – в некотором смысле, мы делаем грандиозное заявление, что мы можем иметь прямую связь с Богом без помощи какого-либо служителя, или текста, или внешней формы литургии. Но у нас есть литургия; это литургия молчания.

На протяжении столетий мы обнаруживали, что мы испытываем очень сильное чувство присутствия, которое приходит через отсутствие. Можно сказать, что отсутствие ведет к ощущению присутствия.

В идеале, мы получаем некое драматичное, радикальное чувство контакта в тишине. Мы можем вести службу, а можем не вести. Мы можем совершать устное служение, а можем и не совершать, но у нас остается это чувство контакта, не обязательно ясно выражаемого вербально. Мы не собираемся облекать его в устный символ веры или литургическую форму. Наша литургия внутри и является одной из форм исследования и поиска.

Религиозное сообщество, находящееся в поиске

Среди Друзей по всему миру есть разные точки зрения, но в традиции, которой я принадлежу, нам несомненно ясно, что мы должны быть немного насторожены к попыткам слишком придирчивых или слишком сосредоточенных определений точной природы Бога.

В своей недавней статье в журнале «The Friend» Харви Гиллман сказал: «Даже слово «Бог» не является именем Бога». Мы бьемся над словами, мы пытаемся приблизиться к пониманию, но мы знаем, что так или иначе мы всё же не достигнем всей глубины понимания.

Мне кажется, что одним из способов определения квакерского собрания может быть взгляд на него как на часть религиозного сообщества, находящегося в поиске. Поэтому одним из отличий, скажем, между  квакерским собранием и другими христианскими богослужениями является то, что на самом деле мы не уверены. Мы не уверены в том, что же мы испытаем во время собрания, а также каким-то странным образом мы не особенно уверены, чем является то, что мы обнаруживаем.

Я думаю, это должно быть чрезвычайно популярно в современном обществе. Существует очень много людей, которые голодны духовно, которые могут быть слегка насторожены по отношению к организованной религии, и мы, как квакеры, предлагаем пространство для изучения своей духовности. Да, у нас есть некоторые ограничения, у нас есть определенные способы ведения дел, у нас есть четкое осознание былой практики, но мы предлагаем широкое пространство, давая людям возможность исследовать свой духовный путь. Думаю, это одно из главных отличий. Мы не предлагаем четкие ответы; мы пытаемся задавать правильные вопросы.

Бен Пинк Данделаен

Бен Пинк Данделаен – один из наиболее известных современных квакерских авторов. Фото: www.woodbrooke.org.uk