Образы Бога

Есть замечательная притча о том, как к ребе пришел ученик и спросил
его: «В старину были люди, которые видели Бога в лицо. Почему же теперь их
нет?» На что ребе ответил: «Потому что нынче никто не может наклоняться так
низко».

Карл Густав Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. 1963

образы богаСегодня многим Друзьям трудно осознать, в чем же именно смысл квакерского богослужения, учитывая столь кардинальное разнообразие религиозных суждений в Британском годовом собрании.

Когда мы не делимся друг с другом своим духовным опытом и пониманием вопросов веры, различия легко игнорировать. Пока мы придерживаемся «поведенческого кредо» квакерского молитвенного собрания (т.е. пребывание в покое и высказывание, не предполагающее определенности), мы все кажемся делающими то же самое. Но так выходит только, если Друзья осторожны в своих устных служениях и избегают слов или тем, которые, как им кажется, могли бы вызвать сильную реакцию у других. Возможно, это одна из причин, почему устное служение во многих собраниях имеет тенденцию становиться отвлеченным. Мы полусознательно отходим от мнений, которые могут обнажить скрытые рифы разногласий, лежащие под гладкой поверхностью наших молитвенных собраний.

Излишне говорить, что это не подходящий рецепт для духовной жизнеспособности или пророческого служения. Так что, возможно, есть знак надежды, когда в некоторых наших собраниях вырастает уровень открытых разногласий. Потому что Друзья находят в себе мужество обсуждать друг с другом свои вопросы веры. Это бывает неудобным процессом, и может показаться заманчивым постараться уладить конфликт через возврат к культуре сдержанности. Но конфликт может быть сигналом о наличии потенциала для обновления, если мы можем работать с нашими разногласиями в конструктивном ключе, с искренним стремлением к благополучию наших Друзей и росту взаимопонимания.

Глава о «путях к Богу» в «Квакерской вере и практике» включает в себя широкий спектр точек зрения о значении богослужения – от благоговения перед Божественным бытием до простого осознания имеющегося опыта. Не всегда очевидно, что эти суждения о богослужении взаимно совместимы, ведь некоторые из них могут восприниматься некоторыми читателями как довольно чуждые. Возможно, одним из полезных способов подхода к пониманию таких очень разных точек зрения будет подход через образ различных «ликов», с помощью которых нам может представляться духовная реальность.

Традиции мистицизма во многих религиях свидетельствуют о том, что тайна духовной реальности больше, чем любое из наших представлений о ней. Это говорит о том, что суждения, которые кажутся очень разными и даже несовместимыми, могут отражать фрагменты чего-то целого, большего, чем видится людям с разными темпераментами и опытом. Одно из самых очевидных различий – между личностным и безличным пониманием духовной реальности (или «Бога», термина, используемого в качестве символа совокупности духовной реальности за пределами наших ограниченных понятий).

Христианский мистик Симона Вейль писала, что у Бога есть и «личностные и безличные стороны». Вопреки тому, как это часто карикатурно изображается, понимание Бога как личности не означает веру в «старика на облаке». Вместо этого, духовная реальность представляется как активное, планирующее, любящее, руководящее и защищающее присутствие. Это понимание отражает чрезвычайно распространенный опыт людей из самых разных религиозных традиций. До нынешних дней оно находит свое отражение в трудах практически всех Друзей и выражается различными метафорами, такими как «Руководитель», «Творец», «Господь», «Внутренний Христос» и многими другими.

Другой распространенный способ ощущения Бога – как безличной энергии, принципа или как универсальной взаимосвязи. Такой взгляд особенно выделяется в таких религиях как дзен-буддизм и даосизм. Он также встречается с очень ранних времен и в христианской традиции, особенно в мистических трудах такого автора, как Мейстер Экхарт, и в «Облаке неведения», а также у современных теологов, таких как Пауль Тиллих. Язык ранних квакеров тоже полон метафор, отражающих «безличную сторону Бога»; в их числе «Семя», «Внутренний Свет», «Принцип жизни» и «Универсальная Правда». Использование этих безличностных символов отражает конкретное ощущение Бога, как источника энергии, озарения и связи с высшей реальностью.

Конечно, это различие между личностной и безличной сторонами Бога подчеркивает только одно измерение в разнообразии религиозного опыта. Кроме того, божественное можно испытать и понять множеством других способов, в том числе через агностицизм, в котором нет определенных образов или понятий; человек просто остается открытым для возможной встречи с тем, что ему еще неизвестно.

Все эти способы переживания и отношений с «Богом» могут быть осуществлены на практике на квакерском богослужении. «Наш ответ на осознание Бога» не полагается на какое-то определенное убеждение в том, какая же сторона Бога нам ближе – личностная, безличная или какая-то еще. Квакерское богослужение существует не только для тех, кто использует одинаковые понятия и образы, или тех, кто ощущает Бога строго одинаково, поскольку всё разнится в зависимости от истории жизни конкретного человека, его темперамента и культурного окружения.

Совершенно бесполезно превращать наши отличающиеся переживания и образы в игру идентичности убеждений, в сущности заявляя: «Я – нетеист, и мне нужно играть за нетеистов против теистов» (или наоборот). Такой вид мышления основывается на взаимной подозрительности и ведет только к ее усилению. Нам было бы гораздо лучше отказаться от таких игр, и вместо этого иметь обыкновение внимать опыту друг друга, чтобы обогащать свое собственное понимание неисчерпаемого размаха духовной реальности.

Вместо защиты своих образов и противления чужим, мы можем признать необходимость существования нескольких образов для настоящего понимания многогранности Бога. Это требует от меня признания действительности ощущений духовной реальности у других людей, даже если они отличаются от моего. Конечно это не подразумевает, что я уже «знаю» о неправоте каждого, кто будет утверждать о наличии какого-то своего опыта Бога, и что якобы «на самом деле» вовсе нет такого понятия, как духовная реальность.

Не случайно, что лишь небольшое количество Друзей отвергает даже саму возможность наличия духовного опыта, они и были наиболее активны в раскручивании игры идентичности убеждений между «теистами и нетеистами». На самом деле, в практике квакерского богослужения наиболее существенное различие не между теми, кто принимает либо личностные, либо безличные образы духовной реальности, а между теми Друзьями, которые открыты для восприятия духовного опыта в любой форме, и теми, которые к такому восприятию не готовы.

Тот, кто открыт для возможной встречи с некоторого рода реальностью за гранью своих собственных представлений и мнений, может приходить на квакерское богослужение в ожидании внутренних изменений, удивленный и озаренный реальностью, которая нам неподконтрольна. Такая встреча может расширить наше понимание реальности, поэтому новые слова и образы становятся значимыми для нас. Мы не должны ограничивать себя и сужать понятия идентичности, которые исключают возможность изменений и роста. Нам просто нужно быть готовыми встретить любой образ Бога, открывшийся нам, чтобы приветствовать и реагировать на него, и чтобы слушать и постигать самый разный опыт других людей.

Как личностные или безличные образы Бога отзываются в вас? Изменила ли практика квакерского богослужения ваше ощущение и понимание духовной реальности?

* * *

Этот пост написан в рамках проекта «Чтение Квакерской веры и практики», проводимого группой по подготовке изменений в книге дисциплины. Его целью является содействие в общенациональном разговоре о том, как «Квакерская вера и практика» отзывается в нас, и как она служит нам как годовому собранию.

 

Крейг Барнетт
31 декабря 2015

Источник