Как нелегко найти хорошего квакера

Как-то Гордон Браун, мой друг и наставник, рассказал мне про себя такую историю:

Однажды они с еще одним учителем повели группу старшеклассников посмотреть любительскую постановку пьесы Шекспира. По мнению Гордона постановка была, мягко говоря, не самого высокого качества, и когда они выходили из театра, он стал говорить о некоторых замеченных им недостатках. Однако его коллега смотрел на все это по-другому. Он указал на своих счастливых учеников и произнес: «Да. Ты, вероятно, прав, но посмотри на их лица!»

Когда я слышу, как чрезмерно и невпопад приводят цитаты из ранних Друзей, с целью выглядеть продвинутыми в своих знаниях о нас (номером 1 является выражение «то, что от Бога в каждом»), мой внутренний старый ворчун вздрагивает, я вспоминаю историю Гордона и то, как я сам впервые услышал о Друзьях, – то есть то время, когда для меня самого эти же цитаты были свежими и особенно значимыми.

В настоящее время среди некоторых Друзей выражение «то, что от Бога в каждом» иногда используется как самодостаточное краткое описание и объяснение того, во что мы, Друзья, верим. Используемое для этой цели, оно выглядит каким-то культовым и неадекватным. За ним не видно ничего из того, что рассказывает о движении Друзей и что в нем для современной скептической культуры видится неудобным – Библии, Иисусе, кресте.

Но как основа евангелизма и миссиологии Друзей, выражение «то, что от Бога в каждом» имеет ключевое значение. Вместо того, чтобы предлагать ищущим набор утверждений, мы призываем их обратиться к тому свидетельству Божьей любви и истины, которое уже есть в них самих. Эта идея становится убедительной благодаря тому, что наше собственное сообщество и само живет в свете этого свидетельства.

В этом направлении мысли меня заставляют двигаться две вещи.

Первое. Майка Бейлз писал об этом в своей статье «Есть ли у квакеров грех гордыни?» (Для меня это статья из серии «Жаль, что это написал не я».) Эта неутомимая гордость раздражает меня много лет, и я рассказывал об этом не один раз (вот пример), но никогда у меня не получалось сделать это столь эффектно и убедительно, как сделал он. Повторю для ясности суть его недовольства: «Ощущение нашей собственной греховной недостойности является исконной для квакерской традиции. Но мы, похоже, потеряли его. Мы заменили его на самодовольное чувство того, что исторический прогресс движим квакерами». … И еще одно важное замечание: «Люди, считающие себя замечательными, не впечатляют скептический мир».

Второе. Сегодня мы услышали совершенно прямой и искренний вопрос от нового Друга: «Где мне узнать, как быть хорошим квакером? Я хотел бы стать таким». И мне вспомнился один новичок, пришедший на встречу Московского собрания Друзей лет пять назад, который не мог сдержать радости от того, что нашел нашу небольшую группу: «Я люблю всех вас и хочу быть похожим на вас».

Что бы мы ни делали для выявления и решения проблем, связанных с выяснением своих собственных особенностей, я надеюсь, мы заботливо относимся к идеализму таких людей. Возможно, они замечают самую суть нашего ученичества, в то время, как мы сами устали от того, что ученичество иногда становится рутиной, стилизацией и тривиальностью частной субкультуры.

нелегко

Рекламный плакат “Квакерское качество”

Ну а как насчет вот такого рабочего определения хорошего квакера? … Это тот, кто искренне вовлечен в деятельность своего собрания или церкви Друзей. Точка.

Преимущество этого простого определения в акцентировании внимания скорее на взаимную ответственность и распознавание, чем на рекламирование набора из принципов поведения и казуистики. Однако, верим ли мы в то, что наши церкви – «хорошие квакерские собрания»?

Для меня суть ученичества Друзей заключается в стремлении жить так, чтобы Иисус был центром нашего сообщества, и помогать друг другу жить так же, включая этическую составляющую. Но чтобы наши церкви так жили, мы должны научиться справляться с нашими раздорами. Мы должны действовать так, что было бы духовным эквивалентом бюджета «с чистого листа» – платить аренду, менять лампочки, рисовать вывеску, но в конце концов постоянно возвращаться к основным вопросам взаимоотношений:

  • Что значит жить с Иисусом в центре нашей жизни?
  • Что Бог хочет сказать и делать в этом мире через нас?

Если мы будем придерживаться этого, независимо от того, насколько далекими от идеала будут наши любительские постановки, не исключено что кто-то (может быть, даже Бог!) скажет: «Но посмотри на их лица!»

Йохан Маурер

2017