Навстречу Святому Духу // Ханс Вининг

Сам автор называет книгу введением в принципы квакерской веры и практики. Он пишет: «Конечно, такое краткое введение не может глубоко раскрыть всех аспектов Друзей и квакерства. Кроме того я понимаю, что мой отбор текстов субъективен. И все-таки я надеюсь, что книга поможет заинтересовать отдельных людей и группы в дальнейшем поиске информации о квакерах, их религиозных принципах, идеалах и способах претворения их веры в действие».


Скачать: [.rtf] [.pdf]

Будьте примером, образцом во всех странах, местах, островах, нациях, где бы вы ни оказались, чтобы ваше поведение и жизнь могли проповедовать среди самых разных людей; тогда вы будете радостно идти по земле, откликаясь на то, что от Бога в каждом.

Джордж Фокс, 1656 год

Введение

Квакерское движение началось в середине XVII века в Англии. Его сторонники называли себя Друзьями Истины, так как они считали себя Друзьями Иисуса (Ин. 15:15). Со временем они стали известны как просто Друзья. Квакерами Друзей стали называть в насмешку, используя это слово как прозвище, поскольку про Друзей говорили, что они дрожат или трепещут в своем религиозном рвении. С тех пор Друзья приняли это название, и сегодня слово Друг и квакер имеют одно и то же значение. Официальное название квакерского движения сейчас – Религиозное общество Друзей (квакеры).

«Присутствие среди нас», Дж.Дойл Пенроуз, 1916. Иллюстрация к книге "Навстречу Святому Духу".

«Присутствие среди нас», Дж.Дойл Пенроуз, 1916

Изначально это введение было подготовлено к проведению Собрания для обучения, чтобы помочь новой группе Друзей в Литве познакомиться с принципами квакерской веры и практики.

Текст основан на целом ряде листовок, брошюр и книг. Я благодарю всех Друзей и организации, которые снабдили меня своими материалами, особенно Квакерскую Домашнюю Службу Британского Годового Собрания и общую конференцию Друзей в Филадельфии. Вы можете найти список источников и других публикаций на ту же тему в списке литературы. Я также благодарю Друзей, прочитавших этот текст и сделавших практические замечания.

Конечно, такое краткое введение не может глубоко раскрыть всех аспектов Друзей и квакеризма. Кроме того я понимаю, что мой отбор текстов субъективен. И все-таки я надеюсь, что книга поможет заинтересовать отдельных людей и группы в дальнейшем поиске информации о квакерах, их религиозных принципах, идеалах и способах претворения их веры в действие.

Приглашаю Друзей переводить эту публикацию на свои языки и использовать ее для сообщений о квакерах. На протяжении столетий Друзья ввели и использовали много слов и фраз,  которые очень трудно перевести на другие языки. Редактируя текст, я пытался избежать «квакерского английского», но это, разумеется, не легко и не всегда мне удавалось.

За дальнейшей информацией вы можете обращаться в офис Всемирного консультативного комитета Друзей в Лондоне или в офис Европейской и Ближневосточной секции. [Или к администратору сайта quakers.ru, – прим.ред.]

ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРИНЦИПЫ КВАКЕРОВ

Квакерские истоки. Джордж Фокс

Друзья начали радикальный пересмотр Христианской Правды в Англии в XVII веке. На  раннем этапе это движение всецело определял Джордж Фокс.  Он родился в 1624 году в семье довольно преуспевающего ткача  и истово религиозной матери. Серьезный, самоуглубленный, физически развитый, он был в раннем возрасте вовлечен в религиозные заботы. Он был глубоко поражен неспособностью наставников, поучающих христиан жить в соответствии с их религиозными принципами.

Джордж Фокс

Джордж Фокс

В 19 лет он оставил дом ради духовных исканий. Он повсюду искал религиозных лидеров и требовал от них ответов на свои вопросы. Его скитания и поиски продолжались четыре года, но, казалось, никто  не понимал его и никто не принимал реальность его внутреннего конфликта. Постепенно в нем выросло убеждение, что Бог дал ему ответ внутри него самого. В 1647 году  он услышал голос, который сказал: «Есть только один, сам Христос Иисус, кто может обращаться к твоему состоянию». Этот  опыт изменил его жизнь, его религиозные убеждения и его взгляд на взаимоотношение человеческого и божественного.

Он посвятил  оставшуюся часть своей жизни распространению этого нового понимания.

Джордж Фокс сидел в тюрьме 8 раз за распространение своих религиозных идей и за те радикальные последствия, которые они имели. Он страдал  от жестоких побоев сильного переутомления и лишений. Он действительно был героической и непоколебимой личностью и подлинным  религиозным гением. Его «Дневник» и  другие произведения продолжают быть базовыми работами Религиозного Общества Друзей, основателем которого он, по общему мнению, считается. Он так хорошо знал Библию, что многое в его произведениях почерпнуто из библейских источников.

В намерениях Джорджа Фокса никогда не было создания религиозной секты. Он верил, что его открытия универсальны, что он заново раскрыл истинное Христианство. Такое понимание выходило далеко за установленные пределы христианской церкви. Чувство радостного освобождения  отзывается эхом на протяжении всей квакерской истории вплоть до наших дней. Оно укрепляет Друзей в их убеждении, что люди могут найти новое понимание, если они верят и отзываются на  жизнь, которую  прожил Иисус.

Друзья и Бог

В самом центре квакерской веры лежит концепция Внутреннего Света. Этот принцип утверждает, что в каждой человеческой душе присутствует определенная часть собственно Духа Божьего и божественной энергии. Эта элемент, известный ранним Друзьям как «то, что от Бога в каждом», «семя Христа» или «Семя Света», означает для Друзей, говоря словами Евангелия от Иоанна 1: 9, «Свет истинный, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир».

Друзья в большинстве своем верят, что подлинное познание Бога возможно только через то, что испытывается или внутренне раскрывается индивидуальной  личностью посредством божественного животворящего  Духа. Это объясняет отношение Друзей ко многим вещам, включая личность и служение Иисуса Христа, Писания, организацию и значение церкви, использование в ней ритуалов, символов и таинств и особенно обязательств, возлагаемых на каждого человека.

Вообще говоря, концепция Внутреннего Света двояка. Во-первых, Внутренний Свет проводит различие между добром и злом. Он показывает присутствие обоих аспектов в каждом человеке и своим водительством предлагает свободу выбора. Во-вторых, Внутренний Свет раскрывает единство всех людей в нашем сознании. Друзья верят, что склонность к хорошему, так же как и к плохому, скрыта в каждом.

Джордж Фокс сознавал, что в мире есть «океан тьмы и смерти». Но он также видел, что «океан света и любви» переполняет этот океан тьмы, раскрывая бесконечную любовь Бога. Друзья верят, что Божественная власть побеждать зло – в природе каждого, кто действительно хочет выполнять волю Бога. В значительной степени мы решаем нашу собственную судьбу, обладая правом выбора. Спасение, в квакерском толковании, заключается в нашей возможности стать детьми Божьими.

Хотя Внутренний Свет или Божественный Дух всегда имеет силу, Друзья в основной своей массе считают, что полнота божественного откровения проявляется в жизни Иисуса Христа – «стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины».

Откликаясь на Божественный зов

Новое открытие непосредственного ощущения Бога, сделанное простыми мужчинами и женщинами, составляет один из наиболее выдающихся аспектов квакерства. Произведения ранних Друзей полны историями о «встречах с Богом» и о том, что  они «были ведомы  Святым Духом». Иногда подобные переживания помогали их пониманию. Порой это была уверенность в чем-то, что должно быть сделано как часть замысла Бога на земле. Друзья начали использовать термин забота  для описания опыта Друзей, которые верят, что Бог мог бы сказать им: «вот то, что нужно сделать – и тебе должно помочь сделать это».

Такого рода прямое переживание Бога Друзьями не уникально. Оно присуще равно иудаизму и христианству. Но Религиозное общество Друзей необычно тем, как оно пытается поддержать своих членов в послушании подобному зову. Друзья всегда поощряли друг в друге тот подход к христианской точке зрения, который подчеркивает необходимость открытости Святому Духу и зову Бога.

Друзья и Библия

Друзья полагают, что истинная религия не может быть выучена по книгам или установленным молитвам, словам или ритуалам, которые Джордж Фокс называл пустыми формами. Когда квакерство зарождалось в Англии, Библия в английском переводе только что вошла в обращение и ее широко читали и цитировали.

Большинство протестантских групп приписывали ей абсолютную законченность и непогрешимость. Общее стремление к внешнему авторитарному стандарту было очень сильным. В религиозной полемике каждая группа старалась найти поддержку в какой-либо букве Писания.

Временами Друзья были склонны поступать подобным образом. Но они также верили в современное откровение Божьей воли, аналогичное описанному в Библии. Джордж Фокс однажды сказал: «Вы скажете, Христос говорит так, апостолы говорят так, но что можешь сказать ты? Дитя ли ты Света, ходишь ли ты в Свете и от Бога ли то, что ты говоришь?»

Друзья отказывались считать Библию окончательным мерилом  праведного поведения и истинной доктрины. Божественное откровение не принадлежит прошлому. Тот же Дух Святой, который вдохновлял Писания в прошлом, может вдохновить  верующих, живущих веками позже. Конечно, для правильного понимания прошлого сегодняшняя интуиция, идущая от  того же Духа, очень важна. Друзья верят, что посредством Внутреннего Света Бог открывает каждому доступ к духовной правде нашего времени.

Кредо и теология

Отношение Друзей к формальному кредо и теологической догме отличается от отношения большинства христиан. Кредо не составляет основы для единения в их сообществе. Друзья понимают ограниченную способность слов выражать глубочайшие переживания человека. Друзья осознают также, что слова могут адекватно выразить чьи-то личные убеждения однажды, но что позднее они  почти наверняка будут неадекватны в жизни того же человека.  Еще труднее определить религиозные убеждения группы людей. Словам и фразам часто придаются самые различные толкования.

Отсутствие кредо не означает, что для Друзей не важно, во что человек верит. Они признают, что религиозные принципы личности значительно влияют на поведение. Друзья – люди строгих религиозных взглядов, но им абсолютно ясно, что эти взгляды должны быть проверены тем, как они проявляются в действии. Многие Друзья сомневаются в ценности теологии, опасаясь, что она слишком легко приводит ко всякого рода суждениям и спорам. Но все бы согласились с тем, что люди, как разумные существа, должны думать о природе своих религиозных переживаний. Друзья стремятся искать правду во всех случаях, которые судьба предоставляет им. Они также стремятся искать новый свет в любом источнике, который может его дать. Их поиски и открытое отношение к жизни определенно повлияли на терпимость, с которой Друзья пытаются принимать людей и проблемы веры и поведения. Это яснее помогает понять, как Религиозное Общество Друзей может вместить такой диапазон религиозных позиций его членов. По-видимому, каждый цвет религиозного спектра отражается во взглядах Друзей. Есть Друзья, чья вера наиболее искренне выражается традиционным языком Ортодоксального христианства. Других Друзей  можно с полным основанием описать как религиозных гуманистов.

Таинства и ритуалы

Друзья верят, что молитва и любовь Бога имеют первостепенное значение. Это стирает искусственную грань между мирским и религиозным и делает все в жизни, проводимой в Духе, священным. Друзья отвергают традиционные, внешние церемонии и таинства, иногда характеризуемые ими как пустые формы, но не отвергают духовную реальность, которую они символизируют. Крещение, к примеру, означает внутренний или духовный опыт, а не ритуальное действо. Причастие – тоже от Духа, сознательная открытость Ему, общение с Божественным. Хотя Друзья могут различаться по своим взглядам на Шаббат и христианские праздники, эти дни не считаются более святыми, чем обычные дни недели.

Квакеры и жизнь после смерти

Друзья не рассматривают жизнь после смерти как награду за добродетель или как возмещение за страдание в жизни на земле. Страх или угроза наказания также не используются, чтобы побудить Друзей жить праведной жизнью. Квакерский взгляд на то, что случается после смерти, прочно укоренен в опыте этой жизни. Друзья верят, что жизнь – благо и что для постижения ее истинной природы необходимо окунуться в любовь, которую люди  испытывают друг к другу.

В любви всегда есть элемент тайны, которую люди не могут полностью постичь, но Друзья убеждены в ее вневременных свойствах. Любовь не может быть разрушена смертью и не подвластна времени и пространству. Это убеждение подчеркивается опытом квакерского богослужения и уверенностью, что личность Иисуса не была принижена Его смертью, Его жизнь была основана  на глубокой вере в то, что Бог есть любовь. Друзья отзываются на эту любовь. Они переживают небесное здесь  и сейчас и верят, что все, что бы ни было после смерти, должно быть на благо нам.

Друзья не рассуждают о том, что случается после смерти. Среди них есть убежденные, что загробная жизнь существует,  и те, кто убеждены в том, что ее нет. Но все Друзья чувствуют, что более важно ладить с этой жизнью и пытаться улучшить положение человечества в этом мире, чем вступать в дискуссии о будущем.

КВАКЕРСКИЕ СОБРАНИЯ

Молитвенное собрание

Квакерское богослужение проводится, когда двое или более человек чувствуют потребность пребывать вместе в спокойствии, ожидая присутствия Бога. Это может происходить в любом месте и в любое время, но Друзья обычно приходят на собрание, которое проводится регулярно в доме для встречи или в другом назначенном месте. Пребывая во внимательном ожидании в молчании, Друзья могут найти мир разуму и по- новому осмыслить цель , чтобы жить и радоваться, восхищаясь Божественным созданием. Друзья высоко ценят молчание. В суетном напряжении и спешке оно  помогает осознавать внутреннее глубокое значение их индивидуальной и коллективной жизни. Это дает им возможность начать принимать себя такими, какие они есть,  и найти спасение от страха, беспокойства, эмоционального беспорядка и эгоистичности. Это молчание больше чем  просто отсутствие звука: кто-то может осознавать внешние звуки, такие как лай собаки, шум проезжающих машин или возглас ребенка. Но эти звуки не отвлекают. Они воспринимаются часто бессознательно, в то время как Друзья пытаются быть открытыми тому, что от Бога внутри. Один из ранних Друзей, Роберт Баркли, описал свое ощущение, пережитое во время молитвенного собрания, следующим образом: «Я обнаружил, что зло во мне ослабевает и добро  возрастает».

Сидящие участники богослужения обычно образуют круг или прямоугольник, чтобы помочь людям чувствовать друг друга, осознавать то, что они молятся вместе. Присутствующие садятся спокойно, и,  сообща ожидая Божьей воли, становятся открытыми друг для друга. Это может произойти быстро или может занять большую часть собрания, которое обычно продолжается один час.

На квакерском собрании

На квакерском собрании. Фото: www.woodbrooke.org.uk

Молчание отличается от  обычной, уединенной медитации, которая  происходит глубоко внутри каждого как молитвенное упражнение, направленное на духовное развитие этого человека. Слушание и ожидание на молитвенном собрании есть совместный опыт, в котором молящиеся  ищут встречи с Богом.

Друзья могут молиться совсем без слов, но обычно во время молитвы следуют  короткие  высказывания. Такое служение призвано высказать вслух то, что уже присутствует в молчании. Каждый может почувствовать побуждение говорить: мужчина, женщина, ребенок, Друг или человек, пришедший на собрание в первый раз. Существует широкое разнообразие источников устного служения, и их восприятие есть важная часть Квакерской молитвы. Поскольку Религиозное общество Друзей является частью христианской традиции, то люди могут говорить о жизни и учении Иисуса, использовать слова из других источников или обращаться к событиям повседневной жизни. Друзья пытаются позитивно принимать сказанное и искать лежащую в основе всего правду, независимо от того, какими словами она была выражена. Если Друзья чувствуют побуждение ответить на изустное служение, то они должны пытаться осторожно и позитивно достраивать то, что было произнесено раньше.

«Программированное» богослужение

Друзья в Европе обычно собираются в молчании и ожидании, полном надежды, как было описано только что. В других частях света также существуют много собраний Друзей, которые следуют форме богослужения, подобно большинству Протестантских и Евангелических церквей. Эта форма богослужения развивалась в Соединенных Штатах в XIX веке, во время возрождения и обновления американского протестантизма. Вследствие миссионерской и благотворительной деятельности ее также можно обнаружить в Африке, Латинской Америке и Тайване.

Порядок этих богослужений планируется заранее и может включать пасторскую молитву, чтение Библии, проповедь, песнопение, органную музыку. Специальное время может быть отведено также на свободное богослужение, основанное на молчаливом ожидании, как у других  Друзей и как это было у ранних Друзей. Зачастую эти «программированные» или «полупрограммированные» богослужения проводятся пастором, служителем, которому могут платить и который также может выполнять другие пасторские обязанности в группе Друзей.

Деловое собрание

Квакерское деловое собрание тоже проводится в духе молитвы. Оно  может состояться после молитвенного собрания в воскресенье или в любое другое удобное время в течение недели. Помимо членов собрания, с разрешения Клерка к нему могут присоединиться “посетители”.

Цель делового собрания – поиск воли Бога. Суть не в том, чтобы подчиняться воле большинства, поскольку Друзья не голосуют. Это попытка услышать Бога в словах каждого. Клерк готовит повестку дня и проводит собрание, часто с помощью своего помощника. Клерк распознает суть собрания. Если он чувствует, что вопрос тщательно рассмотрен, он (или она) составляет и предлагает собранию решение, которое  подводит итог происшедшему  и фиксирует все возникшие варианты. Решение  должно получить одобрение собрания, высказанное или молчаливое. Если Клерк не в состоянии определить четкое единое мнение собрания, то никакое решение не будет принято, только сделана запись о том, что собрание не готово двигаться дальше.

Специально созванное собрание

По особенным случаям Друзья могут проводить специально назначенные собрания. Подобно другим богослужениям, собрание по поводу свадьбы, например, начинается в молчании. Затем один из Друзей встает, чтобы объяснить  пришедшим впервые и приглашенным родственникам последующую процедуру. Жених и невеста встают, когда чувствуют себя готовыми, берутся за руки и объявляют собранию о своем решении. После этого  продолжается молчание. Из молчания могут вырасти словесная молитва или свидетельство, относящееся к Друзьям, которые женятся. На богослужении по случаю похорон или на последующей поминальной встрече Квакеры с любовью сосредотачиваются на жизни ушедшего Друга. На собрании не устанавливается никаких форм, помимо принятых на обычном богослужении. Оно может проводиться у могилы, в крематории или в обычном месте собрания. Это служба благодарения за Божью благодать, проявлявшуюся в жизни покойного, с мыслями об утешении и сочувствии живым.

Общение в духе молитвы

Общение в духе молитвы – это относительно новая форма собрания, иногда называемая созидательным слушанием. Немецкие Друзья подобрали выражение “Gesprach aus der Stille“ (разговор, вытекающий  из молчания), которое прекрасно передает, каким образом  общение в духе молитвы «обрамляется» молчанием. Общение в молитвенном духе может быть очень полезно, чтобы поделиться опытом и мыслями на определенную тему. Группа состоит примерно из 8-12 Друзей. Ведущий такой группы обычно просит «участников» познакомиться с некоторыми общими правилами, такими как : говорить повторно только после того, как каждому была предоставлена возможность сказать один раз; говорить только о своем собственном опыте; делать молчаливые паузы после сказанного Другом; все произнесенное в группе конфиденциально и не выходит за ее рамки; не комментировать напрямую сказанное другими; слушать внимательно и не вступать в дискуссии.

Встреча для прояснения

Собрание “ясности” может быть созвано, чтобы сконцентрировать внимание на каком-то особенном вопросе, чтобы дать возможность  членам собрания прояснить некоторые возможные варианты разрешения вопросов и продвинуться  вперед. Такие собрания могут проводиться, например, чтобы подготовить пару, о которой заботится собрание, ко вступлению в брак; чтобы  определить заботу собрания; чтобы принять решения по поводу членства; чтобы искать водительства во времена перемен или трудностей. Собрания “ясности” могут также служить помощью и успокоением Друзьям, которые делают трудный выбор в важных моментах своей жизни и умирания.

Дети  и  молодежь на собрании

Дети и молодежь являются также важными членами собрания. Но для многих из них трудно оставаться в тишине молитвенного собрания в течение целого часа. Если они посещают собрания регулярно, то для них довольно просто участвовать в богослужении  в течение первых десяти или пятнадцати минут или войти под конец собрания. Во время своего пребывания вне собрания  они могут обсуждать друг с другом библейские сюжеты или традиции Квакеров, используя прикладное искусство, игры или другие виды деятельности для развития своего собственного понимания и интуиции. Цель детской или молодежной группы – дать возможность  осознать своим членам, что они являются частью сообщества, а также дать знание о его духовных традициях и о том, что такие группы играют позитивную роль в большем сообществе вокруг них. Некоторые старшие дети предпочитают оставаться на собрании со взрослыми и иногда даже принимать участие самим в устном служении. На  молодежных собраниях Друзей часто проводятся эксперименты с разными формами молитвы, включая некоторые аспекты программированной молитвы и музыку.

КВАКЕРСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Слово «свидетельство» используется членами общества Друзей, чтобы передать свидетельство   живой правды  в сердце человека, как оно проявляется  в повседневной жизни. Это не форма слов, а образ жизни, основанный на осознании того, что «в каждом есть что-то от Бога», что все люди равны и что все в жизни взаимосвязано. Это утверждение, однако, может привести к действию, которое идет против существующей  практики, общепринятой в обществе. Свидетельства отражают общие верования Религиозного общества Друзей, однако отдельные члены общества Друзей могут толковать их по-разному, основываясь на своем собственном свете. Они являются не чем-то «необязательным и дополнительным», а плодами, которые растут на дереве веры. Основными квакерскими свидетельствами являются правда, равенство, мир, простота и общность.

Правда

Правда – это сложное понятие. Иногда это слово означает Бог, иногда им пользуются для убеждения, которое возникает  из молитвы, иногда – для обозначения нашего образа жизни. Повиновение  правде, как понимали это ранние Друзья, приводила их к действиям, которые для других казались странными и даже вызывающими. Для ранних Друзей свидетельство Правды включало поддержку  молитвенных общественных собраний, какими  бы наказаниями оно ни грозило. Оно также включало выступления с проповедями, за которые многие Друзья были посажены в тюрьмы. Забота о правдивости привела Друзей с самого первого дня их существования к отказу от дачи клятв. Они считали, что клятва есть знак того, что есть два разных уровня правдивости, и они верили, что нужно всегда говорить правду. Маргаретт Фелл была посажена в тюрьму и потеряла всю свою собственность за свой отказ давать клятвы верности королю.

Равенство

Если Бог непосредственно доступен всем, независимо от возраста, рода, расы, национальности, экономического  положения или образования, если на каждого в равной степени снисходит любовь Бога и если у каждого есть равная возможность  проводить через себя откровение Божьей Правды, значит  все люди  ценятся в равной степени. В каждом человеке есть то Семя, тот Свет, то, “что от Бога”. Для Друзей такое  понимание означало с самого начала равенство полов и рас. В Англии и английских колониях это должно было означать конец привилегиям, основанным на богатстве или классовом превосходстве. В Японии и Кении, где существующие культурные традиции сделали женщин немногим более, чем “домашней собственностью”, результатом стало  открытие квакерских школ для девочек. Это также сформировало основу для оппозиции рабству и смертной казни.

Мир

Свидетельство о мире основано на том же понимании природы происхождения Бога и человека. Как может одно божье чадо убить другого, потенциального проводника Правды независимо от того, насколько он или она заблуждается в данный момент? Это свидетельство привело Друзей к оппозиции всем войнам и к их подготовке.  Во время Американской революции многие Друзья “не признавались” своими собраниями за участие в военных акциях. Позднее Друзья, встав перед необходимостью выполнять  воинскую повинность, работали над тем, чтобы установить право на отказ от военной службы по убеждениям совести. В наши дни некоторые Друзья работают над тем, чтобы покончить с воинской повинностью, не только не служа в армии, но и не выплачивая налоги на ее нужды.

Свидетельство о мире означает усилия, направленные на облегчение  страданий жертв войны. Оно означает усилия в поисках примирения  между конфликтующими народами и нациями. Оно означает постоянный поиск путей ненасильственного  разрешения или предупреждения конфликтов с помощью институтов закона, таких как международные соглашения и структуры, подобные Европейскому Союзу или Объединенным Нациям. Оно означает постоянно  продолжающийся поиск мира и социальной справедливости путем личных и групповых ненасильственных действий для посредничества и социальных изменений. Квакерский Совет по Европейским Делам в Брюсселе и квакерские офисы при ООН в Женеве и Нью-Йорке «говорят правду власти», способствуют утверждению квакерских взглядов в центрах, где сосредоточена власть, где принимаются политические, экономические и военные решения, имеющие мировое значение.

Простота

Друзья убеждены, что в мире существует много того, что уводит в сторону от Правды, например жажда богатства, власти или удовольствия, вычурность в языке, моде или поведении, а сейчас слишком большое  внимание уделяется бизнесу, даже для хороших целей. Правда обычно раскрывается в спокойном, непрерывном ожидании, когда она войдет в человеческое сердце в смиренной простоте духа, который признает, что Бог, в конечном счете, в ответе за наш мир, а не мы сами.

Поэтому свидетельство о простоте требует сосредоточить  наше внимание на том, что существенно и вечно, и не отвлекаться на то, что временно или обыденно. Ясная и честная речь – это есть выражение простоты.  Забота о том, что создал Бог, и забота об окружающей среде и правильном использовании мировых ресурсов – это еще одно очевидное выражение этого свидетельства. Растущая экономика, основанная на излишестве, расточительности и искусственно стимулированных потребностях, являются основным нарушением свидетельства о простоте.

Общность

Будучи Божьими чадами, в равной степени любимыми Им, все люди – это братья и сестры, одна человеческая семья, независимо от  того, сколь  велика разница в нашем опыте, культуре, возрасте и понимании. Друзья почувствовали, что Свет может озарить собравшуюся группу так же, как и отдельное сердце, и соединить  группу вместе в сообщество веры, сознания и переживания. Друзья считают своей задачей построение более широкого сообщества в нашем мире, видя и утверждая  друг в друге божественный потенциал, Зерно, Христа, Свет внутри. Мы должны научиться обращаться друг с другом, утверждая и лелея то самое лучшее, что мы находим друг в друге – или, выражаясь словами Джорджа Фокса, “откликаясь на то, что есть от Бога в каждом”. Друзья верят, что в таком сообществе люди свидетельствуют о своем опыте Божественной любви.

КВАКЕРСКИЕ СТРУКТУРЫ

Так как Друзья верят в возможность непосредственного, прямого общения с Богом, то у них нет необходимости  в духовных учреждениях, организациях или власти.  Друзья считают неотъемлемой сутью своей жизни  поиск Божьей воли и следование ей. Несмотря на этот подход, Друзья развили сеть местных, районных, национальных и международных организаций.

Подготовительные, месячные и общие собрания

В большинстве стран Месячное Собрание является основным собранием Религиозного Общества Друзей. Например, в Великобритании и Кении Месячное Собрание состоит из нескольких меньших по количеству членов Подготовительных Собраний (в Кении – Деревенских Собраний). В других странах каждое местное собрание является Месячным Собранием.

Месячные собрания решают, помимо всего остального,  вопросы о членстве и отвечают за правильное  и  регулярное  проведение молитвенных собраний. Месячное Собрание является также форумом, на котором член Общества Друзей проверяет заботу – сильное побуждение Духа на действие. Если чувствуется необходимость, Месячное Собрание может представить заботу перед Годовым Собранием.

Так как на собраниях нет духовенства, то у всех членов есть ответственность за духовную жизнь собрания, но каждое Подготовительное и Месячное Собрание назначает Клерка. В большинстве собраний есть также Старейшины, Наблюдатели, Казначей и комитеты,  призванные помогать выполнению специальных обязательств.

Старейшины особенно заботятся о духовной жизни собрания и о “правильном проведении молитвенного собрания”. Самую видимую роль, которую они играют во время богослужения, – пожатие руки двумя из них, чтобы показать, что молитвенное собрание закончилось. У Наблюдателей есть в то же время пасторская ответственность за отдельных членов, посетителей или семей собрания. Они дают советы, информируют всех о подаче заявлений для вступления в члены общества и помогают справляться  с любыми личными трудностями, с которыми могут столкнуться молящиеся. Они также поддерживают тесный контакт с членами, которые не в состоянии посещать собрания постоянно.

В некоторых странах Друзья из нескольких Месячных Собраний  собираются время от времени на Общее Собрание (оно может быть также названо Региональным  или Квартальным Собранием). На этих собраниях практическим делам уделяется меньше внимания, а больше – дискуссиям, вызывающим общий интерес.

Годовые собрания

Годовое собрание состоит из определенного количества Месячных собраний. В Европе это часто распространяется на всю  страну. Члены этого ежегодного собрания встречаются, чтобы разделить заботы, выдвинутые на Месячных Собраниях, и чтобы помочь любому делу, нуждающемуся в совместном решении. У большинства Годовых собраний есть постоянный комитет или проводятся регулярные встречи  представителей Месячного собрания для работы над  вопросами, на которые нужно быстро ответить. Годовые собрания могут также назначить комитеты для работы над особенными заботами или задачами. Например, на многих Годовых собраниях есть комитеты, которые помогают узнать об Обществе Друзей во всем мире  или заявляют квакерское свидетельство  о мире и справедливости. Годовые собрания или их комитеты часто назначают штат  для административной поддержки или для работы над квакерскими заботами, которые были одобрены Годовым собранием.

Книги дисциплины

Время от времени некоторые большие Годовые Собрания во всем мире публикуют антологию того, что написано о Религиозном Обществе Друзей на протяжении его истории. Такая “Книга дисциплины” включает в себя как духовный опыт Друзей, так и организационные дела Годового Собрания. Несмотря на свой заголовок, дает ряд направлений, а не строгие правила.

В 1995 году Британское Годовое Собрание опубликовало новую книгу «Вера и Практика Друзей». В нее также включен раздел «Советы и вопросы». Они иногда читаются вслух во время молитвенных собраний, чтобы размышлять или сосредоточиться на чем-либо. Эти книги дают наиболее полное понимание всего масштаба отношений и практики, которые  преобладают в Религиозном обществе Друзей на сегодняшний день. Отмечу еще раз, что они являются не правилами, а предлагают направления  в поисках любви и правды.

Решения

Решения являются письменным выражением смысла деловых собраний  и  средством связи  между Подготовительным, Месячным, Общим и Годовым собраниями и их комитетами. Он также является историческим описанием жизни Друзей внутри Религиозного Общества и их забот. Главное также состоит в том, что решения аккуратно хранятся в архивах.

Назначения

Так как большинство групп Религиозного общества Друзей не голосует, то не существует выбора на должность. Квакерский метод заключается в использовании Комитета по Назначениям, который одобрен всем собранием. Этот Комитет предлагает имена  Друзей, например Месячному Собранию. Собрание или назначит предложенную кандидатуру или попросит комитет подумать еще раз. Комитет по Назначениям выполняет существенную роль в воспитании сообщества, потому что  соответствие и сочетание имеющихся талантов требует проницательности и воображения.

СЕМЬЯ ДРУЗЕЙ ВО ВСЕМ МИРЕ

Всемирный консультативный комитет Друзей

Всемирный консультативный комитет Друзей был основан в 1937 году на Всемирной Конференции Друзей в городе Свортмор, штат Пенсильвания, с целью действовать в качестве консультативного органа и “быть возможностью для консультаций, чтобы способствовать наилучшему пониманию среди Друзей во всем мире, особенно с целью поддержки совместных конференций и обмена посетителей, с целью сбора и распространения  информации о квакерской литературе и других видов деятельности в этом направлении”. Примерно 60 Годовых Собраний общей численностью более 300.000 членов присоединены к Всемирному консультативному комитету Друзей на данный момент. Представители этих присоединенных Годовых Собраний и групп встречаются раз в три года. Целью таких собраний  является обеспечение связей между Друзьями, когда они пытаются более ясно постичь Божью волю. Таким образом их совместное свидетельство становится более эффективным. Временный Комитет собирается ежегодно, чтобы осуществлять решения Всемирного консультативного комитета Друзей и руководить работой штата между собраниями.

Всемирный Офис в Лондоне функционирует как центр международных связей. Он помогает организовать  собрания раз в три года и другие встречи и поддерживает контакты с четырьмя секциями Всемирного консультативного комитета Друзей и Квакерскими Офисами  при Организации  Объединенных Наций в Нью-Йорке и Женеве. Изолированные Друзья и молитвенные группы во всем мире связаны в одну семью Друзей Программой международного членства. Благодаря путешествиям, переписке и публикациям Офис помогает друзьям  лучше понимать всемирный характер Религиозного общества Друзей и его призвание в мире.

Секции Всемирного консультативного комитета Друзей

В 1938 году, на встрече второго Всемирного Консультативного Комитета, проводимой в местечке Валлекильде, Дания, была создана Европейская секция Всемирного консультативного комитета Друзей. В 1992 году ее название было изменено на “Европейскую и ближневосточную секцию”. Она состоит из  Годовых Собраний и  из групп Друзей в Европе и Ближнем Востоке и обслуживает их. Секция обычно собирается раз в год на ежегодное собрание. Должностными лицами такой секции являются Клерк, Казначей и Исполнительный Секретарь. Последний назначается на основе письменного контракта и получает вознаграждение. Все остальные – добровольцы. Исполнительный Комитет  состоит из Клерка, Казначея, Исполнительного Секретаря и двух других членов. Между ежегодными собраниями Исполнительный Комитет может принимать неотложные решения.  Уже создано несколько комитетов и групп для организации квакерского молодежного Паломничества и Консультаций по вопросам Мира и Служения (объединяя вместе представителей комитетов мира и других организаций из разных годовых собраний и групп).

Также в 1938 году была создана Секция  Обеих Америк. Сейчас она обслуживает примерно 40 Годовых Собраний и групп в западном полушарии и изыскивает пути объединения Друзей разных традиций в единое целое. Она также субсидирует такие программы, как программа Правильного Использования Мировых Ресурсов, Квакерского Молодежного Паломничества и Международной Квакерской Помощи. Расширенное Квакерское Содружество (под руководством этой Секции ) передает “Друзьям Друзей” целый ряд тщательно подобранной квакерской литературы (на английском и испанском языках). Такое служение принимается во внимание многими изолированными  Друзьями  во всем мире.

Африканская Секция была основана в 1961 году. Она поддерживает связи с Друзьями в Западной и Центральной Африке (Гана, Нигерия, Бурунди, Руанда и Заир), Восточной Африке (Кения, Уганда, Танзания) и Южной Африке (ЮАР, Лесото, Ботсвана, Малави, Намибия, Зимбабве и Замбия). Первое собрание представителей этой Секции состоялось в 1975 году. Первый Секретарь был назначен в 1976 году. Информационный бюллетень  этой Секции вносит ценный вклад в общение внутри такой широкой территории. Секция  участвует в ряде проектов мира и служения в данном регионе.

Секция стран Азии и западного побережья Тихого Океана начала свою работу в 1985 году. Ее первая встреча состоялась во время Собрания Всемирного консультативного Комитета Друзей в 1988 году в Токио. Эта секция занимается поиском путей обслуживания малых  Годовых Собраний в Индии, Японии, Тайване, Новой Зеландии и Австралии, а также малых групп в Корее, Гонконге, Сингапуре и других местах.         Главным органом  связи  является информационный бюллетень, который  редактируется добровольно  взявшим на себя  эти  обязанности  Исполнительным Секретарем. В дополнение к своей деятельности секция поощряет обмен группами Друзей  и региональными собраниями.

Комитет международного членства

Большинство Друзей становятся членами Религиозного общества Друзей после посещения молитвенного  собрания недалеко от их дома. Если такого собрания не существует, они могут стать членами посредством Программы международного членства, разработанной Всемирным консультативным комитетом Друзей. Эту программу начали осуществлять английские Друзья в 1919 году, а ответственность  взял на себя Всемирный консультативный комитет Друзей в 1979 году.  В настоящий момент имеется примерно 100 Друзей, чье членство поддерживается таким образом.

Комитет Международного членства ищет пути, как лелеять и  поддерживать  обособленных Друзей, молитвенные группы  и некоторые собрания, получившие свой статус, приветствуя членство и заботясь о таких Друзьях.  Каждое заявление о вступлении в члены Общества рассматривается Комитетом так же внимательно, любым другим Месячным Собранием.  Для встречи с претендентом, вступающим в Общество, и обсуждения значения членства назначаются Друзья-посетители. Посетители составляют письменный доклад Комитету, который рассматривает его в молитвенном духе.

Другие международные организации Друзей

Целый ряд организаций, таких как “Всеобщая конференция Друзей”, “Объединенное собрание Друзей” и “Международное Общество Евангельских Друзей” объединяют годовые собрания (в основном, северо-американские), имеющие программированные и непрограммированные квакерские традиции. Организация европейских и ближневосточных молодых Друзей видит в качестве своих целей обеспечение духовной поддержки и основы для связей между молодыми Друзьями. Некоторые Квакерские центры обучения, такие как Вудбрук Колледж в Великобритании и колледж Пендл-Хилл в США, создают такие учебные сообщества, в которых отдельные Друзья и группы изучают новые идеи и ищут возможности для духовного роста. Их адреса будут даны ниже.

ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ  МАЛЫХ МОЛИТВЕННЫХ ГРУПП

Многие люди, интересующиеся квакерами,  живут в странах или областях, где нет собраний Друзей. Эти обособленные Друзья часто сталкиваются с проблемами поиска духовной пищи и поддержки, а также тем,  как остаться верующими. Вследствие этого они иногда находят для себя более естественным молиться с членами других религиозных сообществ.

Многие обособленные Друзья считают, что полезно проводить свое время, ведя записи в своих дневниках, читая  Писание  или  обсуждая  работы  других Друзей. Таким образом  они могут развивать и укреплять чувство принадлежности к широкой семье Друзей. Всемирный консультативный комитет Друзей также предпринимает усилия, чтобы поддерживать связь с этими Друзьями и  интересующимися, чтобы соединить их с другими в том же районе.

Как только два или три отдельных Друга или семьи находят друг друга, становится возможным создать прочное ядро, вокруг которого смогут объединиться все остальные. Зачастую такие объединения перерастают в молитвенную группу Друзей из разных стран и ищущих членов, находящихся на пути к тому, чтобы стать Друзьями. Может также случиться, что люди, принадлежащие к разным деноминациям или имеющие разные верования, могут посещать молитвенные  собрания и чувствовать себя здесь как дома.

Многие новые группы проводят свои молитвенные собрания на частных квартирах.  После  молитвы обычно  происходит неформальное общение за чашкой кофе или за какой-нибудь  другой трапезой. У таких встреч есть некоторые недостатки.  Часто может меняться место проведения собраний, и их интимность может отбить охоту у людей посещать их. Если  группа может постоянно встречаться в  общественном месте , то тогда  проще найти ее и рассказывать о проведении таких собраний. Однако многие маленькие группы не могут позволить себе затраты на такие собрания. Некоторые из них сталкиваются даже с правовыми и культурными ограничениями в проведении молитвенных собраний.

Как только создана молитвенная группа, то становится почти очевидным, что те, кто раньше никогда не имел опыта Квакерской молитвы, смогут к ней присоединиться.  Когда на собрании присутствует новый посетитель, то полезно до его начала вкратце объяснить, что собой представляет квакерская молитва и корни, из которых она берет свое начало. Полезно также ясно сказать, что люди других вероисповеданий приглашаются молиться вместе с группой, не чувствуя  обязанности вступления  после этого в ее члены. Довольно часто в последнее время к Друзьям присоединяются люди  других деноминаций или верований и постоянно участвуют в собраниях этих малых молитвенных групп.

Часто эти малые молитвенные группы развиваются, не имея прямых контактов с широкой группой людей, являющихся членами Религиозного общества Друзей. Но даже если только двое или трое Друзей собрались вместе, один из них может действовать в качестве квакерского контактного лица. Комитет международного членства  Всемирного консультативного комитета Друзей может также проявлять заботу о такой молитвенной группе, приветствуя посещение гостей, а также помогая организовать общение с Друзьями, о которых известно, что они приезжают в данное место.

Секция Всемирного консультативного комитета Друзей, работающая для данного региона, может также помочь связать группу с другими Друзьями, живущими здесь. Секция Посетителей может также помочь в упрочении этих контактов.

Было бы полезно поручить одному члену группы созывать собрания следить за тем, чтобы все люди были вовремя уведомлены о месте собрания, давать новые объявления и т.д. Было бы хорошо, чтобы эти  обязанности выполняли разные люди, сменяя друг друга. Если группа еще не проводит деловых собраний и не записывает решения , тогда полезно вести дневник. Полезно также вести отчет о затратах на аренду, почтовые расходы, объявления и тому подобное, причем затраты делать справедливо, исходя из имеющихся средств.

Если члены группы чувствуют, что они готовы  проводить деловые собрания, то они могут это делать каждые два или три раза в месяц. Кто-то один может служить клерком, заботясь о том, чтобы дела обсуждались  в духе Друзей. Деловое собрание может предоставить темы для обсуждения потенциальных проблем, роста группы, детских программ, структуры собрания, финансов, забот и так далее. Все постоянные посетители, независимо от того, являются ли они формальными членами Религиозного Общества Друзей или нет, должны быть приглашены к участию в деловых собраниях. Каждый может внести свой вклад в достижение  единства. Более опытные Друзья могут помочь тому, чтобы дела обсуждались в молитвенном духе.

Как только  группа начинает развиваться и обретает силу и постоянство как целое собрание, она может обратиться за поддержкой в Комитет международного членства Всемирного консультативного комитета Друзей. Это значительно поможет объединению данной группы с семьей Друзей во всем мире, а  также даст возможность  в будущем занять свое  место в единой семье Друзей.

В конце концов, если члены группы и Комитет по международному членству решают, что настало время, молитвенная группа может попросить статус полноправного Месячного Собрания. После этого она становится сама ответственна за свои собственные членские дела. Сильное Месячное Собрание может быть ядром для нового Годового Собрания.

Если  в пределах допустимого расстояния для поездок существует сильное Месячное или Годовое собрание (даже если они находятся в другой стране), то группа может пожелать присоединиться  к нему для обретения  опыта и немного позже попросить  признать ее как одно из таких собраний. Даже если члены группы остановятся на выборе прямой связи с Комитетом по международному членству Всемирного консультативного комитета Друзей, они также могут  установить контакты с определенной секцией Всемирного консультативного комитета Друзей этого региона и начать развивать связи с Годовым Собранием, к которому, в конце концов, могут присоединиться.