Алан Рей-Джоунс: Лос Амигос. Кубинский стиль

Кубинские квакеры («квакерос») сидят в несколько рядов, лицом в одну сторону. Это происходит в здании, очень похожем на церковь. У них не только программированные собрания, они еще и поют. Поют много. «Мы латиноамериканцы, мы должны петь», – сказал один из них.

Путешествие в Гибару

Мы с моей женой Элизабет побывали у кубинских квакеров в апреле 2010 года. С нами было восемнадцать британских Друзей, в том числе трое из Шотландии. Этот визит был не случайным, а продолжил традицию эпизодических посещений, которые начала в 1994 году Мэриголд Бэст из Оксфорда. Одной из причин для этой инициативы было то, что кубинские квакеры отделены от остального мира своим государственным режимом. Например, обычные кубинцы по-прежнему не имеют доступа к интернету и не могут выехать за границу (если им удается попасть в другую страну, они должны остаться там).

Мы провели в восточной Кубе две восхитительные недели. Это был единственный раз, когда я участвовал в программированном молитвенном собрании – тех, в которых участвуют около восьмидесяти процентов Друзей всего мира. Гидом нашей группы была Рут Хомер из собрания Ньютон-Эббот в Девоне, хорошо владеющая испанским языком. В ближайшее время она надеется организовать еще одну поездку.

Мы вылетели из лондонского аэропорта Гатвик в Гавану 14 апреля. Нас встречал клерк кубинского Годового собрания. Проживали мы в подвальном помещении (не-квакерской) церкви. У нас было время, чтобы походить по городу. 17 апреля новенький китайский автобус отвез нас на молитвенное собрание в город Гибара, что в восточной Кубе. Это тихий город, который был сильно поврежден в результате урагана в 2008 году. Путешествие протяженностью около 400 миль дало нам возможность увидеть кубинскую равнину со множеством пальм и тропических растений. Следующие два дня мы провели, гуляя по Гибаре, как в группе, так и поодиночке, а также получили наш первый опыт участия в кубинском молитвенном собрании. Гибара стала «опорным пунктом» для нашего дальнейшего пребывания в стране. Отсюда мы ездили в небольшие городки и посещали дома собраний в восточной Кубе. Мы также побывали в двух туристических «анклавах», провели день на пляже и участвовали в званном обеде. Мы посетили около шести собраний, рассказывали о себе и узнавали что-то о кубинских Друзьях, а также о жизни на Кубе, тамошнем здравоохранении и правительственных службах. 26 апреля был свободным днем. На следующее утро мы отправились домой через Гавану.

Приветственная песня кубинских квакеров

Приветственная песня

Другой подход

Кубинское Годовое собрание было создано американскими евангельскими квакерами, которые в 1901 году прибыли в эту страну на судне для перевозки бананов. Дома собраний внутри немного напоминают церкви, но там нет крестов, нет алтаря и купели. В одном из домов мне встретилось несколько знакомых картин, в том числе «Присутствие среди нас». Друзья в восточной Кубе – евангелические христиане, но в настоящее время в Гаване также существует небольшое молчаливое собрание, основанное кубинским Другом, который провел некоторое время в Великобритании. Как люди и церковные группы, «Амигос» в очень многом кажутся похожими на нас (по крайней мере в нашем представлении о нас самих) – дружелюбным, открытым и гостеприимным, молитвенным сообществом с теми же свидетельствами, что и у нас – мира, правды, равенства и простоты. Нас объединяют свидетельства, а не способ богослужения.

Первый вопрос любого британского Друга будет, вероятно, таким: «Могут ли они на самом деле быть квакерами?» Нэнси Ирвинг, которая только что покинула пост генерального секретаря ВККД, описывала в журнале «Френд» (23 марта 2012) свои предыдущие предубеждения и первое знакомство с евангелическими Друзьями в Америке. Она писала: «Я обнаружила, что не могла бы различить, кто был из евангелического, а кто из непрограммированного собрания. Это стало откровением». На Кубе примерно так же, хотя, к сожалению, мое незнание испанского языка создавало трудности в общении. Квакеры, как и большинство кубинцев, бедны, и поэтому их гостеприимство впечатляло.

Некоторые различия между собраниями на Кубе и собраниями в Великобритании были довольно очевидны. У них много детей и подростков. Нам рассказывали, что иногда дети первыми узнают о существовании собрания, а затем приводят туда родителей. Многие были семьями, и численность собраний показалась впечатляющей для небольших местечек: более сорока участников в Пуэрто-Падре, двадцать пять еще в одном гораздо меньшем населенном пункте. Программа каждого отдельного собрания для богослужения может включать пение, инструментальную музыку, сценки, чтение, беседы и проповедь. Оно планируется заранее (скажем) одним или двумя членами собрания, которые могут часто меняться и могут быть практически любого возраста. У собраний есть молодые «пасторы», которые бесплатно живут в самом молитвенном доме или же поблизости. Им платят небольшую сумму, и их основные обязанности включают в себя пастырскую заботу (присмотр) в соответствии с указаниями старейшин. Также, когда их попросят, они помогают на молитвенных собраниях. В будние дни они в той или иной мере помогают сообществам квакерских собраний (например, организуют кружки пения, мероприятия для детей, работы по благоустройству).

После этой поездки я задался вопросом, почему бедные кубинские собрания часто имеют оплачиваемых – и очевидно полезных – помощников, тогда как в более богатых британских собраниях такого нет.

поют кубинские квакеры

«Мы латиноамериканцы, мы должны петь»

Возрождение

Вот краткое изложение одного молитвенного собрания из моего дневника:

После завтрака мы поехали на автобусе на обычное воскресное молитвенное собрание.в город Олгин. Новым для меня на этот раз была постановка, разыгрываемая на сцене детьми, которая включала в себя поножовщину! Были также проповедь с чтением Библии (о неверующем Фоме) о том, как мы должны устроить наш собственный мир с Богом, прежде чем можем заняться распространением мира во всем мире. Были гимны со словами, выводимыми проектором на свисающий с потолка экран, и звук нашего пения через открытые окна, должно быть, могли услышать все прохожие. В конце церковная певческая группа из восьми голосов исполнила «Воскликните Богу» [псалом 100 – прим.пер.], гармонично, очень хорошо.

По крайней мере, на этом собрании тишины было мало. Наша поездка на Кубу оставила меня в размышлениях, и не первый раз, почему на молитвенных собраниях, так по-разному проводимых на континентах по обе стороны Атлантики, каждый может чему-то научиться у другого.

На сайте ВККД в разделе «О квакерах» я прочитал: «Объединенное собрание Друзей (ОСД) образовалось благодаря миграции на запад [США] и последовавшему присоединению квакеров к движению Возрождения, разработках собраниями программного богослужения и выделения одного Друга для служения пастором». На Кубе форма по-прежнему такова. Но почему Возрождение затронуло программированные собрания? И что еще более важно, похожи ли кубинские программированные собрания с нововведениями на собрания в США, и дают ли они ответ на вопрос, который мы часто задаем себе: почему наши собрания не растут быстрее, хотя, как мы думаем, наше понимание важных жизненных проблем разделяют очень многие?

2013
Источник: thefriend.org