Дружеские советы относительно квакерского пути

Книга представляет собой краткое знакомство с квакерскими реалиями. Предназначена прежде всего для жителей Европы. Ее основные разделы: Квакерские истоки. Квакерская молитва. Квакерские «Советы и Вопросы». Квакерские свидетельства. Квакерское понимание «заботы». Деловое собрание. Молитвенные собрания по особым случаям. Квакерская организация. Комитет по выдвижениям. Комитеты и Офисы. Квакерское понимание членства. Год издания 2008.


Скачать: [.rtf]  [.pdf]

Наша жизнь – это любовь, мир и чуткость;
и терпеливое отношение к другому,
и прощение друг друга,
и отказ налагать обвинения друг на друга;
но моление друг за друга и
дружеская рука помощи.

Исаак Пенингтон, 1667

Перевод Вадима Илинского и Анастасии Илинской (2008)

Европейская и Ближневосточная Секция Всемирного Комитета Друзей для Консультаций

fwcc_map_2007_emes

Европейская и Ближневосточная Секция Всемирного Консультационного Комитета Друзей

Предисловие

За прошлое десятилетие Европейская и Ближневосточная Секция Всемирного Комитета Друзей для Консультаций (FWCC/EMES) распространила много сотен копий «Навстречу Святому Духу», краткого введения в квакерские веру и практику, написанного Хансом Винингом, являвшимся в то время исполнительным секретарем Европейской и Ближневосточной Секции Всемирного Комитета Друзей для Консультаций. Эта брошюра все еще служит одним из лучших введений в квакерство, как это подтвердилось опытом многих собраний нашей Секции.

Теперь Исполнительный Комитет решил удовлетворить потребность в другой, несколько более расширенной публикации, чтобы оказать помощь давно состоявшимся малым группам и собраниям в Западной, Северной Европе и на Ближнем Востоке, а также вновь возникающим группам и собраниям в Центральной и Восточной Европе.

Большая часть работы над публикацией “Дружеские советы относительно квакерского пути” была проделана Кис Ньюверф, членом Исполнительного Комитета Европейской и Ближневосточной Секции Всемирного Комитета Друзей для Консультаций из Нидерландского Годового Собрания. Мы рады представить Европейской и Ближневосточной Секции вдумчиво и ясно написанную брошюру «Дружеские советы относительно Квакерского Пути», разъясняющую либеральную квакерскую традицию и духовность, которую ценят большинство Друзей в Европе, и при этом не упускающую из вида уникальный вклад верований и традиций более евангелически настроенных Друзей. Их вклад в квакерскую духовность помогает нам понимать сообщества Друзей в Африке, обеих Америках и части Азии, тех, кто принимает Иисуса как своего личного спасителя и верит в безусловное главенство и авторитет Библии.

Исполнительный комитет Европейской и Ближневосточной Секции Всемирного Комитета Друзей для Консультаций поощряет интересующихся, старые и новые квакерские группы и собрания в Европе, на Ближнем Востоке и в других регионах использовать «Дружеские советы относительно Квакерского Пути» как подспорье в поиске их собственной квакерской идентичности и воссоединении с корнями нашей общей духовной традиции в условиях почти полностью секуляризованного мира. Духовность предлагает каждодневное приключение внутреннего роста и углубляющегося проникновения в значение жизни и смерти. Будем же верны своему призванию как Друзья.

Анита Уайтс, Клерк Европейской и Ближневосточной Секции Всемирного Комитета Друзей для Консультаций (2000-2006)

 

Дружеские советы относительно квакерского пути

Содержание

Введение

1. Квакерские истоки
2. Квакерская молитва
3. Квакерские «Советы и Вопросы»
4. Квакерские свидетельства

Честность
Мир
Простота
Всеобщее равенство

5.Квакерское понимание «заботы»
6. Деловое собрание
7. Молитвенные собрания по особым случаям

Чтобы праздновать вступление в брак и партнерские отношения
Чтобы приветствовать детей на собрании
Чтобы почтить память умерших Друзей

8.Квакерская организация
9. Комитет по выдвижениям
10. Комитеты и Офисы
11. Квакерское понимание членства

Заявление для членства
Прекращение членства

12. Семья Друзей во всем мире

Всемирный Комитет Друзей для Консультаций (FWCC)
Молодые Друзья в Европе и на Ближнем Востоке (EMEYF)
Квакерский Совет по делам в Европе (QCEA)

Источники и дополнительная литература
Некоторые полезные адреса

 

Введение

Молитвенные группы Религиозного Общества Друзей (квакеров) существуют во всем мире. В Европейском и Ближневосточном сообществах Друзей численность членов может варьироваться от нескольких тысяч в Великобритании до единичных представителей в малых сообществах. Большинство из них связано с определенными географическими регионами. Основные блоки, из которых строится Религиозное Общество Друзей – это «Месячные Собрания», которые могут быть представлены одной или несколькими молитвенными группами, встречающимися ради поддержания дружеских связей и для решения деловых вопросов; исторически они собирались ежемесячно, но в настоящее время частота меняется в зависимости от обстоятельств. Если существует достаточное количество Месячных Собраний и признанных молитвенных групп в некоторой области, то они формируют «Годовое Собрание», которое собирается каждый год и обладает всей полнотой авторитета для квакеров данного региона. Годовые Собрания и группы Друзей в Европе и на Ближнем Востоке связаны с Европейской и Ближневосточной Секцией Всемирного Комитета Друзей для Консультаций (FWCC/EMES), их региональным связующим центром (см. раздел 12).

Некоторые группы Друзей в Европе и на Ближнем Востоке берут начало в самых истоках квакерства, в то время как другие только начинают знакомство с традицией, возникнув совсем недавно. Некоторые из вновь образованных собраний и групп были признаны и взяты на попечение Европейской и Ближневосточной Секцией Всемирного Комитета Друзей для Консультаций.

Время от времени в Европейскую и Ближневосточную Секцию Всемирного Комитета Друзей для Консультаций представители этих собраний и групп обращаются с вопросами. Существует ли квакерский способ организации групповых молитвенных собраний, проведения встреч для решения деловых либо церковных вопросов, для развития квакерской организации? Этот буклет был создан, чтобы ответить на такие вопросы.

Будучи заинтересованной в развитии и благополучии этих собраний и групп, Европейская и Ближневосточная Секция Всемирного Комитета Друзей для Консультаций собрала высказывания, утверждения веры, наборы рекомендаций и советов из богатой традиции Друзей в Европе и в иных регионах, чтобы предложить руководство и совет относительно Квакерского пути. Мы надеемся, что Друзья, относящиеся к нашей Секции, будут с удовольствием читать и использовать этот буклет в жизни своих собраний.

  1. Квакерские истоки

В семнадцатом веке Джордж Фокс заложил основу того, что позже получило известность как движение квакеров в Англии. Первопроходцы этого движения называли себя «Друзья» или «Друзья Истины» или «Друзья в Истине». Широкая публика в насмешку назвала их «квакерами» (от англ. «quake» – трястись, дрожать), после того, как судья употребил это слово в ответ на увещевание Друзей, что люди должны трепетать при упоминании имени Бога. Многие ранние Друзья физически трепетали или дрожали, когда были подвигаемы Богом к тому, чтобы высказаться. Квакерство возникло как христианское движение в центральной части и на северо-западе Англии, и с тех пор распространилось во многих других частях мира. Число Друзей всегда являлось относительно малым, но все же часто они были публичной совестью общества и властей. С самого начала квакеры выступали в поддержку свободы совести и религии, за всеобщность Божьей благодати, за равенство полов и права меньшинств. Квакеры трудились, чтобы смягчить последствия голода, нищеты и политического бесправия; они отказывались идти на войну, предпочитая скорее воздействовать на реальные причины войн. Все это так и в настоящее время.

Сегодня квакерство охватывает очень широкий духовный спектр. На настоящий момент больше двух третей Друзей во всем мире сочли бы себя в теологическом отношении «евангелическими Друзьями», и, возможно, одну шестую часть составили бы те, кто готовы описать себя с позиций теологии как «либеральные Друзья». Обе эти традиции в состоянии претендовать на прочную укорененность в раннем квакерстве и быть взаимодополняющими. Одно из различий заключается в вопросе о том, где находит опору «предельный» духовный авторитет: либо в Духе, который творит свою работу на молитвенном собрании, либо в записанном слове, каким оно приходит к нам в различных переводах Библии. Большинство квакеров в Европе и на Ближнем Востоке следуют либеральной традиции.

  1. Квакерская молитва

В сердцевине жизни Религиозного Общества Друзей в либеральной традиции находится то, что квакеры называют молитвенным собранием; оно основано на молчании и является «непрограммированным». Мы сходимся вместе и ожидаем в тишине водительства со стороны Бога и Духа. Место встречи значения не имеет: молитвенное собрание может быть проведено в старом или новом молитвенном доме, в обычной комнате или под открытым небом – везде, где Друзья могут собраться. В комнате для собрания нет никаких особых символов. Иногда там может находиться маленький стол, на котором лежат вдохновляющие книги, там же могут находиться цветы или свеча. Непрограммированные собрания не прибегают к услугам пастора или священника, не планируют или не «программируют» службу. Молитва начинается, когда первый участник входит в комнату, и ее завершение обозначается так, как об этом условятся Друзья, обычно рукопожатием. Заранее назначенные молитвенные собрания, как правило, продолжаются час, но приемлемы и другие договоренности.

На этих собраниях мы даем выражение некоторым существенным сторонам своего духовного опыта. В действительности, мы узнали, что каждый, кто искренне обращается к Внутреннему Свету, будет направляться Богом или Духом, и что мы, как группа и как отдельные личности, обретем водительство Бога в нашей частной жизни и в наших действиях в мире.

В ходе молчаливого молитвенного собрания короткие высказывания или изустное служение могут быть совершены в ответ на побуждение Духа любым из присутствующих – мужчиной, женщиной или ребенком. Молчание не должно быть нарушено легкомысленно, но так же не следует неоправданно сдерживаться, когда внутри возникает побуждение говорить. Каждое высказывание может быть выражением того, что требуется для присутствующих в данный момент. Высказывания должны отличаться простотой и ясностью. Когда кто-то почувствует призыв высказаться, рекомендуется, чтобы он или она стояли, приобщаясь к посланию, которое они были вдохновлены сделать. Иногда молитвенная встреча от начала до конца проходит в молчании и может стать «живительным молчанием».

Посредством религиозных упражнений в течение недели и тихих домашних раздумий, Друзья, как ожидается, подготовят себя к молитвенному собранию. Друзья полагают, что Бог не только может, но и действительно говорит через каждого, и что каждый имеет непосредственный доступ к Богу. Для Друзей, то, что они испытывают в своих сердцах и жизнях, более значимо, чем то, что проповедуется с кафедры. Произнесенное другим человеком становится более подлинным, если вы разделяете тот же самый опыт.

Джордж Фокс знал, что есть «то, что от Бога» в каждом и что «Христос пришел сам, чтобы учить людей». Он обнаружил, что подлинный личный религиозный опыт будет подтвержден тем, что сказано в Священном Писании, но все же в Библии или в любой другой священной книге мы не можем найти полного соответствия чьей-либо истории религиозного опыта. Джордж Фокс основывал свое учение на собственном опыте Внутреннего Света или Света Христова, который превосходит человеческую индивидуальность, доступен всем и показывает нам наши недостатки, так же как наши лучшие возможности.

  1. Квакерские «Советы и Вопросы»

С течением времени Друзья составляли сборник квакерских «Советов и Вопросов». Некоторые собрания следуют давней традиции чтения меньшего или большего числа из них, возможно, еженедельно или ежемесячно, в начале молитвенного собрания или иных встреч. Первоначально они использовались на больших квартальных или годовых собраниях как «пробный камень» в отношении жизни местных групп. Это был способ сплотить группы и поддержать взаимную ответственность.

На заре квакерства регулярное обращение к «Советам и Вопросам» являлось обязанностью на собраниях Друзей. Мы все еще используем их для частных молитвенных нужд и размышлений, а также видим в них источник вызова и вдохновения нас как Друзей в наших личных жизнях и в нашей жизни как религиозного сообщества. «Советы и Вопросы» также являются излюбленными напоминаниями о квакерских духовных озарениях и вызовах, обращенных к каждому из нас в отдельности.

Хотя совместное использование «Советов и Вопросов» не регулируется так строго, как это было принято в прошлом, они продолжают играть существенную роль в развитии нашей духовной жизни. В Европе и на Ближнем Востоке «Советы и Вопросы» Британского Годового Собрания являются самыми известными. Они представляют собой подборку из 42 вопросов и тем для личного и совместного размышления. Они были переведены на многие европейские языки и приспособлены к местным условиям. Многим собраниям, регулярно обращающимся в своей практике к «Советам и Вопросам», они сослужили добрую службу. Одним из наиболее любимых является совет Джорджа Фокса, сделанный в 1656 году:

Будьте образцом, примером во всех странах, местах, островах, среди всех народов, где бы вы ни оказались, чтобы ваш облик и жизнь были проповедью для разных людей; и тогда вы будете радостно идти по земле, свидетельствуя, что Бог – в каждом.

  1. Квакерские свидетельства

В Евангелии по Иоанну говорится, «Это был истинный свет, освещающий всех, кто рождается в мир» (по Иоанну 1:9) [Все цитаты из Нового Завета приведены по изданию: Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого / Пер. с древнегреч. В.Н. Кузнецовой. – М.: Рос. Библейское о-во, 2001 – прим. перев.]. Квакеры понимают это так, что в каждом человеке есть нечто от Бога. Понимание того, каким образом Бог совершает работу в жизнях людей, привело Друзей к осознанию, что все равны перед Богом, что мы должны «любить ближнего, как самого себя» (по Матфею 22:39), что мы должны жить в простоте и не причиняя вреда окружающей среде, чтобы попросту дать возможность жить другим, что мы должны совместно использовать мировые ресурсы, и что мы должны созидать мир на этой Земле.

Путь внутреннего водительства, который выражают квакеры, известен как «свидетельство». Есть ряд свидетельств, в соответствии с которыми Друзья пытаются жить; вместе с тем, Друзья различным образом относятся к свидетельствам, считая одни из них более важными, чем другие. В разное время их приоритет менялся и за прошедшие годы они выражались различным образом, в зависимости от потребностей окружающего нас общества. Примерами квакерских свидетельств являются: честность, миролюбие, простота, всеобщее равенство, упразднение азартных игр, протест против высшей меры наказания, содействие социальной справедливости и забота о справедливом использовании мировых ресурсов. Мы рассмотрим некоторых из них более подробно.

Честность

Друзья стараются жить честной и правдивой жизнью – за это они приобрели известность и уважение. Для Друзей важно быть правдивыми во всех аспектах своей жизни и с каждым человеком. Это хорошо выражается в отказе Друзей принимать присягу, например, в суде, поскольку они считают, что клятва поощряла бы двойные стандарты правды, при этом они ссылаются на Иисуса, который учит «Пусть слово твое будет «да», если да, и «нет», если нет» (по Матфею 5:37).

Мир

Друзья придерживаются убеждения, что война противоречит шестой Заповеди («Не убивай»), и учению Иисуса: «Любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит» (по Луке 6:27). Ранние Друзья пытались осмыслить корни конфликтов и войн, и стремились действовать в направлении устранения причин войн и насильственных конфликтов. Вызов Свидетельства о Мире служил источником вдохновения для Друзей на протяжении столетий, поскольку он указывает на образ жизни, который охватывает все человеческие отношения и все Творение. Как религиозное общество, мы были верны на протяжении нашей истории в хранении совместного свидетельства против всех войн и насилия. Для многих Друзей свидетельство о мире – это, вероятно, наиболее любимое из квакерских свидетельств. Однако для некоторых, особенно тех, кто живет в условиях ежедневного противостояния актам насилия и войны, это свидетельство может быть весьма трудновыполнимым, идеалом, которому нелегко следовать. Мы можем только молиться о водительстве и верности, делая шаг вперед.

Простота

Друзья всегда поощряли жить просто. Ранние Друзья верили, что любовь к роскоши и потворство своим желаниям препятствуют духовной жизни человека, поэтому они сосредоточились на простоте языка и одежды и предостерегали против расточительной жизни. Сегодня это свидетельство обычно проявляется в нашем внимании к заботе об окружающей среде и принятии такого образа жизни, который не угрожает экологически устойчивому развитию. Некоторые Друзья также высказываются против накопления «суетных вещей» в мире, который становится все более и более материалистичным и эгоцентричным.

Всеобщее равенство

Как Друзья, мы полагаем, что нечто от Бога есть в каждом, и что все равны перед Богом независимо от пола, расы и возраста. Например, даже на самых первых квакерских собраниях любой мог высказаться, включая женщин и детей. С момента основания Религиозного Общества Друзей женщины получили признание как наставники в духовных путешествиях. Они также руководили квакерскими собраниями, где решались общецерковные вопросы, даже если при этом они проводили отдельные деловые собрания, и от них ожидалось, что они будут уделять внимание социальным сторонам деятельности Общества. Это свидетельство равенства побудило Друзей, по различным причинам, упорно трудиться в мире, чтобы изменить положение дел, которое они считают несправедливым. Тюремная реформа, отмена смертной казни, антирабовладельческое движение (до сих пор необходимое и актуальное), социальное обеспечение жильем, работа во имя мира, государственная иммиграционная политика и защита детей – лишь некоторые из многих проблем, которыми озабочены Друзья и квакерские организации по всему миру. Друзья занимали влиятельное место в антирабовладельческом движении в США и Великобритании в восемнадцатом и девятнадцатом столетии, и продолжают занимать его до сих пор. Квакерские предприниматели строили дома для своих рабочих, которые не были способны обеспечить свои семьи подходящим жильем. В наши дни Квакерский Совет по делам в Европе оказал содействие Европейскому Союзу в разработке закона о правах человека, касающегося различных типов дискриминации, экономической справедливости, тюремной реформы, миграции и защиты детей.

Сегодня бедность, грубая несправедливость и дискриминация создают основу для конфликтов и войн внутри государств и между ними. В этом пункте свидетельство равенства связано со свидетельствами мира и простоты. Это подводит нас к опыту ранних Друзей, которые отказались проводить четкие различия между разнообразными квакерскими свидетельствами, но видели в них единое выражение универсального духа Христа, который просвещает человеческие сердца.

  1. Квакерское понимание «заботы»

На всем протяжении истории Религиозного Общества Друзей мы признавали, что всякий, и во всякое время жизни, может получить сильный, внутренний призыв, заботу, выполнять особенную задачу или служение. Забота характеризуется чувством призванности непосредственно Богом к некоторому действию, и это чувство повелевает действовать в ответ на такой вызов.

Религиозное Общество Друзей – больше, чем просто совокупность людей, которые встречаются вместе. Мы собираемся, потому что верим, что таким образом мы способны на большую ясность видения, чем это возможно для нас по отдельности.

Очень рано в жизни Общества стало ясно, что некоторая структура и авторитетный орган будут необходимы для проверки подлинности призвания. В прежние времена это была испытанная основа для выживания Общества Друзей. Сегодня, почти таким же образом, мы приглашаем Друга с особенной заботой, с чем-то, что он или она желает совершить в порядке духовного или финансового попечения от имени Друзей, чтобы вынести заботу для рассмотрения на деловое собрание. Происходит это с признанием взаимных обязательств: данный Друг выносит заботу на рассмотрение местной группы, а соответствующая местная группа ищет Божьего руководства и осуществляет распознавание.

Истинная забота – Божий дар, водительство Духа, которое невозможно отвергать. Друг, озабоченный таким образом, знает, исходя из внутреннего опыта, то, к чему призывает Дух, однако путь к этой цели может утратить ясность, и, во всяком случае, средства могут казаться человеческому пониманию неопределенными. Поскольку квакеры верят в единство Духа, они также верят, что личные духовные открытия могут быть сообща разделены и проверены такой сопричастностью. Нередко забота сначала проверяется и испытывается старейшиной собрания, которому доверяют, прежде чем будет вынесена перед местной группой на встречу для вопрошания и прояснения. Для движимого заботой Друга можно создать маленький «комитет ясности», чтобы помочь ему или ей исследовать более полно природу заботы и то, что она подразумевает. Когда забота хорошо понята всеми членами собрания, она может быть вынесена на деловое собрание. В то время как забота рассматривается деловым собранием, обычной практикой для Друга с заботой является удалиться. Если забота будет признана, Другу будет дан «протокол», который обеспечит ему продвижение к большей или более специализированной структуре Друзей, как более подобающей в его случае. Дело или проект, выполняемые от имени Друзей, нуждаются в согласии Месячного Собрания или Годового Собрания, членом которого является движимый заботой Друг.

  1. Деловое собрание
    (также именуемое собранием по церковным делам)

Деловое собрание – это собрание, проводимое в том же самом духе, что и молитвенное собрание. Оно занимается делом, представляющим общий интерес для месячного собрания или группы. Самая важная его особенность в том, что оно является молитвенным собранием, на котором Друзья собираются, чтобы обнаружить «Божью волю» или «водительство духа», когда сталкиваются с определенными проблемами.

Мы говорим о том, чтобы приходить на молитвенное собрание с подготовленными сердцами и умами, и особенно важно сделать это применительно к деловому собранию. Различение Божьей воли – больше, чем предмет заседания и слушания, пока божественный голос не заговорит с нами. Решения на деловом собрании принимаются в духе молитвы и единения. В исполнении этого мы не пытаемся достигнуть согласия, но ищем руководства Духа в принятии решений от имени собрания. Часто из молчания возникают решение или предложение, которые все присутствующие ощутят как верное направление движения.

В их обсуждении Друзья должны сосредоточиться на пунктах повестки дня и внести свой вклад в разыскание путей для продвижения группы. Собрание открывается и ведется клерком (clerk), исполнителем одной из немногих официальных должностных обязанностей в Религиозном Обществе Друзей. Каждая группа, месячное Собрание и Годовое Собрание назначает клерка из числа своих членов, обычно через комитет по выдвижениям (см. раздел 10). Есть множество способов обеспечить хорошую работу клерка: назначение одного клерка на определенный срок (обычно три года), распределение обязанностей между cо-клерками, или назначение помощника клерка.

В то время как клерк готовит повестку дня и сообщает членам Собрания о том, какое дело будет рассматриваться, ответственностью всех членов является придти на деловое собрание хорошо подготовленными и осведомленными. Это не означает, что они идут с готовым решением. В разделяемой совместно тишине и внимании развитие событий может обнаружить решение с большей ясностью, чем кто-либо предвидел.

Задача клерка состоит в том, чтобы распознать чувство собрания и подытожить решение собрания в форме «протокола». Протокол должен предоставить достаточную сопутствующую информацию по вопросу, который будет понятен тому, кто не присутствовал на собрании. Это не детальный отчет, который мог бы быть составлен на светском деловом собрании. Он должен передать чувство, каким образом Друзья были приведены к их решению. Зачастую важно бывает знать, почему определенное решение было принято. Там, где упомянуты конкретные люди, например, когда их просят выполнять некоторое служение от имени собрания, следует указать их полные имена. Клерк – слуга собрания. Позиция клерка и организация повестки дня должны дать образец молитвенного вслушивания, столь характерного для наших деловых собраний. На больших собраниях помощник клерка может оказать ему помощь в организации их ведения и обсуждения. (Дополнительные подробности, касающиеся роли клерка, см. в разделе 9.)

В то время как акцент делового собрания приходится на решение проблемных вопросов, взятых для рассмотрения и принятия решения участниками, дух, который поддерживает деловое собрание, заключается в единстве обоюдного уважения, внимания и взаимопонимания.

Деловому собранию предшествует период молчаливой молитвы. Будет уместно оставлять достаточные промежутки для тишины между выступлениями участников и между обсуждениями вопросов, которые подвергаются рассмотрению. Важнейшие из уроков состоят в том, чтобы делать паузу между устными выступлениями, не выступать больше, чем один раз, воздерживаться от перекрестных споров, уметь дистанцироваться от личных взглядов, когда они входят в противоречие с волей собрания, поддерживать собрание в состоянии молчаливой молитвы и поддерживать клерка в молчании, когда он или она записывает протокол. Все решения, принятые на деловом собрании, и другие положения, представляющие интерес для собрания (например, браки, рождения, смерти, и т.д.), регистрируются в протоколах, которые должны быть написаны в течение каждого собрания.

В основном решения принимаются в единстве. Если единство не может быть достигнуто и нет никакой крайней безотлагательности, проблема может быть перенесена на последующее собрание для дальнейшего рассмотрения. Иногда в чувстве собрания достигается единство, но иногда случается так, что Друг хочет остаться в стороне от решения. Тогда его или её имя не вносится в согласованный протокол, и в протоколе делается запись о том, что Друг не обрел единства с чувством собрания, но не будет стоять на пути решения, достигнутого собранием.

Все решения, принятые на деловом собрании и по другим вопросам, интересующим собрание (браки, рождения, смерти, и т.д.) регистрируются в протоколах. За столетия такие протоколы стали документами большого исторического значения.

Деловые собрания открыты для всех членов Религиозного Общества Друзей. Люди, давно сочувствующие Друзьям, «аттендеры» (от англ. «attend» – посещать, присутствовать), могут находиться там с согласия присутствующих членов, но не тогда, когда требуется рассмотреть вопросы членства и исключительно деликатные вопросы. Принятие решения – прежде всего дело этих присутствующих членов, так как они несут ответственность за дела, действия и жизнь нашего Общества. Дисциплина членства требует, чтобы Друзья посещали деловые заседания. Также требуется, чтобы те, кто не участвовал в обсуждении, признали, что присутствовавшие принимали решения добросовестно. Оспаривание уже согласованных протоколов не является обычной для квакеров практикой. В маленьких собраниях будет уместным записывать имена тех, кто посещают деловое собрание; имена Друзей, которые указали, что они «воздержались» от посещения, могут также быть записаны.

Традиционно протоколы подписываются в конце собрания, на котором они сделаны. С момента появления компьютеров и электронной почты почти неизбежно, что протоколы будут проверены, исправлены и распечатаны после собрания. Однако важный элемент в процессе принятия квакерами решения заключается в том, что протоколы подписываются в течение собрания, на котором они были согласованы. Дело в том, что однажды подписанные протоколы не могут быть изменены, за исключением исправления фактических ошибок или незначительных моментов грамматики и пунктуации.

  1. Молитвенные собрания по особым случаям

Чтобы праздновать вступление в брак и партнерские отношения

В специальных случаях Месячное Собрание или группу можно попросить отметить молитвенным собранием особенное событие в жизни. Во многих европейских и ближневосточных странах разделение церкви и государства означает, что никакая религиозная организация не обладает полномочиями законного признания браков или партнерских отношений. В других странах Обществу Друзей, возможно, предоставят такое право. В любом случае Друзья могут выразить желание подтвердить свое обязательство перед партнером в браке или в другой форме постоянного партнерства в присутствии Бога и Друзей на молитвенном собрании.

Среди Друзей дорожат обязательствами любви и уважения в любой форме. Большинством собраний выработаны процедуры организации и проведения молитвенного собрания для празднования публичного союза пары, вступающей в длительные отношения.

Два партнера, которые желают такого собрания, чтобы отпраздновать свой союз, должны сделать официальный запрос в письменной форме клерку, который включит этот вопрос в повестку дня следующего делового собрания. Желательно, чтобы, по крайней мере, один из партнеров являлся членом или давним аттендером собрания. Месячное Собрание обычно назначает двух Друзей, чтобы посетить пару и узнать, являются ли стороны свободными от других обязательств и сознают ли они вполне обязательство, которое собираются принять. Письменный отчет будет представлен Месячному Собранию для рассмотрения. Если Друзья согласятся провести особое молитвенное собрание, то это будет зарегистрировано в протоколе.

Часто такие специальные собрания посещаются теми, кто не знаком с проведением квакерского молитвенного собрания. Будет полезно, если клерк или другой назначенный Друг кратко объяснят, каким образом проводятся наши молитвенные собрания.

Чтобы приветствовать детей на собрании

По существующей в некоторых собраниях традиции Друзья приносят новорожденных младенцев на молитвенное общение. Собрание соединяется в праздновании этой новой жизни, приветствуя ребенка в сообществе Друзей и признавая свою ответственность за духовное подпитывание этого ребенка. Попросту говоря, в это время собрание «держит дитя в Свете».

Чтобы почтить память умерших Друзей

Когда Друг умер, его или её семья или члены собрания могут просить, чтобы было проведено молитвенное собрание для выражения признательности за «благодать Божью, как она явилась в жизни» этого Друга. Такое собрание может состояться во время похорон или в более позднее время, тогда, когда для большинства людей может быть легче собраться вместе. Два Друга могут быть назначены для выяснения нужд и пожеланий семьи покойного Друга. Когда есть вероятность, что будут присутствовать лица, не являющиеся членами какой-либо организации, местные Друзья должны позаботиться о гарантиях правильного проведения собрания и доведения его цели до ясного понимания всеми присутствующими. На Европейском континенте и на Ближнем Востоке, вероятно, более обычным для Друзей является просьба семьи покойного Друга или аттендера сделать свой устный, либо молчаливый вклад во время панихиды в церкви или крематории. Друзья должны ответить на такую просьбу с чуткостью и уважением и разделить с семьей и друзьями покойного Друга часть его или её жизни как квакера. Друзьям, которые могут нуждаться в таком памятном собрании, советуют уведомить об этом заблаговременно в письме, адресованном их семье и клерку их собрания.

  1. Квакерская организация

Часто говорится, что одной из сторон гения Джорджа Фокса было его понимание, что любое религиозное движение нуждается в основополагающем минимуме структуры, чтобы сохранить и передать его озарения и опыт будущим поколениям. Он учредил основные структуры Религиозного Общества Друзей, которые существуют и доныне. Они выступают каналами, по которым может течь Истина Квакерского опыта.

Множество соседствующих Месячных Собраний в данной географической области могут сформировать Годовое Собрание, типа Ближневосточного Годового Собрания или Немецкого Годового Собрания. Годовое Собрание будет заниматься вопросами своих членов на ежегодном деловом собрании.

В области, охваченной Европейской и Ближневосточной Секцией Всемирного Комитета Друзей для Консультаций, наиболее крупные сообщества Друзей находятся в Великобритании и Ирландии. В этих странах Друзья сформировали объединенные структуры, именуемые Годовыми Собраниями, поскольку они встречаются один раз в год. Годовое Собрание занимается делами, которые представляют интерес для всех Месячных Собраний и групп в этой области, и управляет своими делами почти таким же образом, каким проводится деловое собрание на местном уровне, хотя в большем административном и финансовом масштабе. Оно также рассматривает духовное и моральное благосостояние своих членов и представляет Общество в других национальных и международных организациях, типа советов церквей, гуманитарных организаций и правительственных структур, тогда как Месячные Собрания будут представлены на местном уровне.

Большие Годовые собрания, такие как Британское Годовое Собрание, Ирландское Годовое Собрание и Немецкое Годовое Собрание имеют довольно массивную организационную структуру управления и представительства, которая была бы неподходящей для меньших Годовых Собраний, обычно не имеющих никакой реальной потребности в ней.

На Европейском континенте и на Ближнем Востоке есть множество издавна существующих небольших и очень маленьких Годовых Собраний, некоторые из которых своими корнями уходят во времена, когда их посещали известные Друзьям семнадцатого столетия, странствующие в служении, такие как Джордж Фокс, Уильям Катон, Джон Стаббс, Уильям Эймс и Уильям Пенн. В наши дни новые группы ищущих появляются в Центральной, Восточной и Южной Европе, иногда развиваясь вокруг одного или двух местных Друзей, которые через многие годы несли свое ненавязчивое квакерское свидетельство. Таким образом, новые группы могут приобрести устойчивый характер, и там, где существует достаточно устойчивые и регулярные квакерские молитвенные встречи, а также квакерская деятельность, группа может стать признанной ближайшим Годовым Собранием или Европейской и Ближневосточной Секцией Всемирного Комитета Друзей для Консультаций, и, в конечном счете, по собственной просьбе, получить признание как Месячное Собрание.

Первичная задача устоявшейся группы или признанного Месячного Собрания заключается в том, чтобы поддерживать регулярные молитвенные собрания; это может происходить один раз в месяц, дважды в неделю или раз в неделю, в зависимости от обстоятельств. Также, по мере того как группа или Месячное Собрание укореняются и растут, возникает потребность уделить некоторое внимание иным делам кроме духовности, что создаст настрой для первого, вероятно, очень неформального, делового собрания. Часто Друг или аттендер, который способствовал возникновению группы или наиболее активно поддерживал ее продвижение, будет продолжать действовать как ее первый клерк. Новая группа или Месячное Собрание могут проводить деловое собрание каждые два или три месяца, пока не возникнет потребность встречаться ради этого чаще.

Вначале протоколы могут составляться или не составляться. Однако, рекомендуется, чтобы новые собрания или группы начали писать протоколы почти сразу же, поскольку в свое время люди захотят узнать, как все это начиналось, и при наличии записей каждый будет в состоянии проследить их историю. И для большого Годового Собрания и для маленькой новой группы важно хорошо хранить свои записи. Протоколы пишутся и согласуются в течение делового собрания. Книга протоколов – важный документ, и она станет историческим свидетельством. Финансовые отчеты также важны.

Группа, Месячное собрание или Годовое собрание должны назначить клерка из числа своих членов. Клерк несет всестороннюю полную ответственность за благополучие членов собрания и за правильное ведение молитвенного и делового собрания. Однако эти обязанности должны быть разделены на ранней стадии, по возможности, между всеми, особенно «пасторское попечение», за которое каждый на собрании должен быть поощряем чувствовать ответственность. Роль клерка заключается в том, чтобы подготовить повестку дня и другие документы (например, корреспонденцию, которая нуждается в ответе) для делового собрания, внести вопросы в повестку дня, и слушать высказывания, улавливать направление чувств участников, руководя обсуждением, пока не будет достигнуто чувство единения, и, соответственно, не будет написан протокол. Важно отразить в протоколе, что и кем будет сделано, и кому какие акции надлежит предпринять, включая время вероятного предоставления отчета об этом. В некоторых случаях клерку бывает полезно раздать протоколы делового собрания встречи всем Друзьям и аттендерам группы, Месячного или Годового Собрания и, где это уместно, другим квакерским структурам для информирования или консультации. Клерк удостоверяется в том, что протоколы датированы и подписаны. Протоколы можно хранить в книге протоколов ежемесячных собраний или в папке в надежном месте.

Может возникнуть необходимость в назначении казначея группы или Месячного Собрания. Как и в любой организации, это хорошая практика для одобрения один раз в год финансового отчета. Предполагается, что каждый член Месячного Собрания будет вносить свой вклад в расходы Собрания соразмерно его или её возможности. Важно, чтобы Собрание знало о своих расходах и обсуждало, каким образом оно может их покрыть. Предполагается, что небольшое Собрание на попечении Всемирного Комитета Друзей для Консультаций будет само покрывать свои местные расходы и вносить вклад (пусть скромный) во Всемирный Комитет Друзей для Консультаций.

Понятно, что незначительная финансовая помощь может быть необходима Друзьям, чтобы кто-то мог поехать от имени местного собрания для участия в международных событиях. Некоторая финансовая помощь для такого путешествия предусмотрена, однако всегда ожидается, что человек примет личное финансовое участие, и что местное собрание, направляющее этого человека, найдет способы возместить часть расходов. Годовое Собрание ответственно за принадлежащую ему собственность, за главную библиотеку, печатные издания, стратегию социальной деятельности, комитеты мира и служения, представительство в экуменических образованиях, типа Национального Совета Церквей, Совета Мира, и представительство в международных квакерских структурах, типа Европейской и Ближневосточной Секции Всемирного Комитета Друзей для Консультаций, а так же в некоторых других аспектах.

Количество членов и регулярных аттендеров подлежит ежегодной регистрации, так же как новые членства, уходы с должности, случаи смерти и рождения. Кроме того, отчет может включать данные о средней посещаемости молитвенного собрания. Все эти записи должны быть доступны для членов собрания, чтобы каждый имел возможность их увидеть. Также резюме объемом в одну страницу на английском языке следует ежегодно отсылать в Службу Европейской и Ближневосточной Секции Всемирного Комитета Друзей для Консультаций.

  1. Комитет по выдвижениям

В большинстве случаев – например, применительно к должности клерка и казначея – существует традиция назначения на трехлетний срок, обычно с возможностью дополнительного продления полномочий. Правильным является разделить эти должности между членами собрания. Развитие не будет ощущаться в ситуации, когда в группе существует только один человек, способный к исполнению определенной роли, или, напротив, когда каждый будет двигаться по кругу, и будут происходить частые изменения. У квакеров не принято платить кому-либо за исполнение формальных обязанностей в пределах Месячного или Годового Собрания, например, обязанностей клерка, помощника клерка или члена комитета. Вместе с тем, может возникнуть необходимость заплатить кому-то, чтобы занять обычный административный пост или обеспечить услуги бухгалтерского учета, когда никто в группе или собрании не обладает юридически необходимой квалификацией.

Традиционный способ находить Друзей для той или иной должности состоит в том, чтобы пользоваться комитетом по выдвижениям, который рассматривает в молитвенном духе потребности собрания, предлагая персональные кандидатуры Друзей для служения. В небольшом собрании комитет нуждается в составе только из двух или трех человек. Он должен собираться только время от времени, когда для него есть работа. Например, поскольку группе известно о приближающихся событиях (таких как представительство в Европейской и Ближневосточной Секции или на Годовом Собрании), постольку она нуждается в том, чтобы собираться только раз или два в год.

На уровне Годового Собрания комитет по выдвижениям должен быть сформирован на сессиях Годового Собрания, и кандидатуры подходящих Друзей могут предлагаться в каждом конкретном случае выдвигающей группой. Задача комитета по выдвижениям состоит в том, чтобы предложить Друзей для занятия определенных должностей в пределах Годового Собрания. Требуется большая деликатность, чтобы просить конкретного Друга принять ответственность или взяться за решение определенной задачи. Чтобы сделать это должным образом, полезно иметь в распоряжении ясные описания должностных обязанностей Годового Собрания. Членам комитета по выдвижениям следует хорошо знать потребности Годового Собрания, так же как личностные качества и умения Друзей своего Годового Собрания.

Комитет по выдвижениям небольшого Годового Собрания может состоять из членов, избираемых каждым Месячным Собранием. Желательно, чтобы комитет по выдвижениям был достаточно представительным, тогда он будет исполнять свою роль в жизни и работе Годового Собрания должным образом и с чуткостью. Как правило, комитет по выдвижениям работает лучше всего, когда в его составе есть, по крайней мере, три опытных Друга. Их задача ограничена персональным выдвижением возможных кандидатов; в задачу Месячного или Годового Собрания входит принятие решения о назначении этих Друзей.

Следует позаботиться о том, чтобы достаточное количество Друзей было хорошо осведомлено обо всех аспектах ведения дел Месячного или Годового Собрания, тогда распределение обязанностей будет проходить гладко.

В жизни небольшой группы могут случаться периоды, когда один и тот же член предлагает себя на разные роли. Это может быть прекрасно в отношении некоторых практических задач, например, расстановки кресел, но может создать для группы проблемы, если этот принцип распространяется на такие роли как клерк, старейшины, наблюдатели и казначей. Обычно лучше, чтобы несколько опытных людей, по всей вероятности входящих в состав выдвигающей группы, рассматривали дарования и способности различных членов относительно насущных задач.

10. Комитеты и Офисы

Для решения определенных задач, Месячное или Годовое Собрание может учредить специальные комитеты и определенные должности или Офисы. Комитеты, как правило, состоят, по крайней мере, из трех членов. Для каждого комитета или должности будет сформулировано и одобрено собранием ясное описание задач.

На небольших собраниях приемлемо включать давних аттендеров в состав комитетов и закреплять за ними определенные должности. Если Друзья не приняли иного решения, должности, в которых Друзья будут представлены в иных структурах и/или организациях, следует сохранять для членов Месячного или Годового Собрания.

Месячные Собрания могут назначить комитеты, чтобы взять особую ответственность за жизнь собрания, пасторскую заботу, детей и молодежь, и тому подобное. Комитеты несут ответственность перед Месячным или Годовым Собранием. Предполагается, что они будут делать регулярные отчеты на деловом собрании.

Специальные комитеты оказывают помощь в организации особых событий, вроде пограничных собраний, которые соединяют Друзей из различных стран, региональных собраний Друзей, ритритов и взаимных посещений Месячных Собраний. Они регулярно отчитываются на деловом собрании. Месячные Собрания должны подготовить письменный отчет о жизни своего собрания для своего Годового Собрания.

Каждый комитет также назначает клерка и, в случае необходимости, казначея. Когда денежными средствами распоряжался какой-либо комитет, о них будут отчитываться один раз в год перед казначеем собрания или другим соответствующим лицом.

Традиционно собрания также назначают старейшин (elders) и наблюдателей (overseers) из числа своих членов. Группа старейшин ответственна за совместную жизнь собрания и правильное проведение молитвенного собрания. Также старейшины рассматривают нужды собрания для изучения, выявления возможностей и духовной подпитки сверх того, что доступно на обычном молитвенном собрании. Группа наблюдателей следит за «пасторским попечением», то есть, осуществлением заботы о благополучии отдельных людей и семей, пожилых членов, детей и молодежи в пределах собрания.

Множество небольших собраний находят новые способы распределения функций старейшин и наблюдателей. Один из путей, возможно, состоит в том, чтобы объединить эти роли и попросить двух-трех опытных Друзей взять на себя заботу о собрании. Другим путем стала бы организация внутри собрания «наблюдения по кругу». Приветствие новичков, поддержание контактов с членами, которые больны, или с теми, кто неспособен регулярно посещать собрания, выяснение того, почему люди перестали появляться – все это задачи, выполнение которых должны брать на себя члены собрания, вне зависимости от наличия или отсутствия наблюдателей.

Небольшие Годовые Собрания, состоящие, возможно, не более чем из пяти или шести Месячных Собраний общей численностью между 50 и 150, нередко прилагают большие усилия, чтобы найти подходящих Друзей для исполнения обязанностей клерка и помощника клерка их Годового Собрания, клерков исполнительных комитетов (там, где они существуют), казначеев, представителей и членов комитетов. Предполагается, что все эти Друзья будут исполнять свои обязанности в течение нескольких лет. Зачастую они будут также активно заниматься своими профессиональными и семейными обязанностями. Пожилые семьи членов или пожилые члены собрания могут также нуждаться в заботе и поддержке.

Вместо того, чтобы до предела наращивать обязанности, для Друзей было бы мудрее тщательно рассмотреть возможность упрощения структур их Годового Собрания и Месячных Собраний таким образом, чтобы облегчить нагрузку на слишком малочисленную группу людей без утраты представительности и прозрачности. Помощь в этом могут оказать новые технологии.

Суть одной из возможных моделей в том, что для уменьшения бремени работы клерка Годового Собрания можно было бы назначить исполнительный комитет для Годового Собрания, который проводил бы регулярные встречи между сессиями Годового Собрания, особенно когда есть актуальные и неотложные вопросы. Исполнительный комитет мог бы также подготавливать повестку дня к деловому собранию на сессиях Годового Собрания. Он мог бы также напоминать другим комитетам и должностным лицам о необходимости подготовить ежегодный отчет к сессии Годового Собрания.

В то время как некоторые квакерские структуры и процедуры существенны для надлежащего функционирования Общества, мы не должны забывать, что они были заложены в семнадцатом веке. Хотя они прошли проверку в течение долгого времени, возможно, они должны быть приспособлены к потребностям сегодняшнего дня, имеющим географические различия. Держа свои решения в Свете, мы можем упростить наши организационные структуры, чтобы высвободить больше времени и энергии для строительства действительного сообщества Друзей и аттендеров. Хорошо было бы вспомнить сказанное на собрании старейшин в Балби в 1656 году:

«Все это мы не навязываем вам, как правила или как жесткую форму, которым нужно строго следовать, но … это может быть исполнено в Духе, не буквально».

11. Квакерское понимание членства

Обычно люди становятся Друзьями по убеждениям. Подобно ранним Друзьям, они часто обретают этот опыт в борьбе и радости. Членство влечет за собой принятие ученичества в пределах широкой христианской и религиозной перспективы, равно как и принятие нашей традиции Квакерства, согласно которой то, как мы живем, не менее важно, чем учение, которого мы придерживаемся.

Членство заключает элементы обязательства и ответственности, но также радости и празднества. Членство есть публичное принятие основополагающих принципов квакерского бытия, как то: осознание божественного водительства, манера совместной молитвы и порядок делового собрания, исторические свидетельства как направленное вовне выражение внутренних убеждений.

Подразумевается, что обращающийся с заявлением о членстве поддерживает то, за что выступает собрание, и принимает ответственность за вклад в его жизнь. Членство требует искренности намерений и принятия обязательств в отношении квакерских ценностей и практики. Членство поддерживается месячным собранием, которое посещает данный Друг. Друзьям, которые долгое время путешествуют внутри своей страны или между различными странами, советуют перевести свое членство в то месячное собрание, которое они посещают по месту своего нового жительства. Для этого Друзья должны просить месячное собрание, к которому они относятся, о переводе их членства, обычно в форме протокола, направляемого новому месячному собранию. Не так давно практика «временного пребывания», которое подразумевает краткосрочный перевод членства, стала приемлемой внутри Европейской и Ближневосточной Секции.

Большинство Друзей присоединяется к Религиозному Обществу Друзей после молитвенного участия в квакерском собрании вблизи своего дома. Для других это оказывается невозможным ввиду отсутствия признанного собрания в их регионе. Возможно, они читали о Друзьях в книгах или в интернете, или же встретили Друзей благодаря какой-то деятельности. В таких обстоятельствах они могут заняться соисканием членства через Комитет Международного членства Всемирного Комитета Друзей для Консультаций. Комитет Международного членства (IMC) стремится заботиться об изолированных Друзьях, поддерживать молитвенные группы и небольшое число признанных собраний. В настоящее время существует около 100 Друзей, членство которых поддерживается Комитетом Международного членства.

Заявление для членства

Заявление должно быть составлено в письменной форме и направлено клерку местного месячного собрания. Письмо должно включать некоторые пояснения относительно того, почему соискателя привлекает Религиозное Общество Друзей. На следующем деловом собрании клерк представит заявление вниманию Друзей, двое из которых будут назначены для встречи с соискателем.

Назначенные Друзья посетят соискателя, чтобы исследовать, присутствует ли с его стороны достаточное понимание того, что подразумевает членство. Это дает возможность Друзьям узнать соискателя лично, а соискателю – обсудить и, может быть, прояснить некоторые вопросы с помощью опытных Друзей. Пауза молчаливой молитвы вначале и в конце посещения очень ценна.

Это посещение не предназначено быть «экзаменом», но от соискателей ожидается, что они уже знакомы с квакерской историей, квакерскими принципами и практиками.

Посещающие Друзья представят отчет следующему месячному или, равнозначно, деловому собранию; этот процедурный момент требует присутствия только членов собрания. (В Британском Годовом Собрании теперь вошло в обычай согласовывать письменный отчет с соискателем, прежде чем он будет вынесен на рассмотрение делового собрания.) Соискателя, если он присутствует, нужно попросить покинуть помещение, в то время как собрание рассматривает заявление. Друзья должны быть чутки в отношении информации, полученной в ходе посещения. Встречаются темы, которые должны разбираться с осторожностью, их следует упоминать в письменном отчете, только если без них он будет существенно неполным.

Большинство заявлений будет с готовностью приветствоваться. В других случаях отсрочка может оказаться полезной, чтобы дать соискателю время и возможность получить более полное знание о квакерском сообществе в целом. В редких случаях заявление может быть отклонено.

Если деловое собрание чувствует, что будет правильным принять соискателя в члены, клерк внесет это в протокол и вышлет копию новым членам и клерку Годового Собрания. На следующей сессии Годового Собрания новые члены месячных собраний могут быть приветствованы, и их имена вписываются в учетную книгу членства со ссылкой на протокол Месячного Собрания.

Комитет Международного членства действует как Месячное Собрание относительно членства и пасторского попечения об отдельных Друзьях, членство которых зафиксировано в Списке Международных Членов. Каждое заявление для членства Комитет рассматривает с таким же вниманием, как если бы они были заявлениями, обращенными к месячному собранию. Посещающие назначаются для встречи с соискателем и обсуждения значение членства. Они составляют письменный отчет для Комитета, который затем рассматривает заявление в молитвенном духе.

Прекращение членства

Если Друг желает отказаться от своего членства, он или она должны написать письмо клерку Месячного Собрания, который сообщит об этом Друзьям на следующем деловом собрании. Обычно два Друга назначаются обсудить вопрос с заинтересованным членом и представить отчет. Если собрание чувствует, что решение члена окончательно, то заинтересованному Другу будут посланы письмо или свидетельство о завершении членства. Копия письма или свидетельства будет выслана клерку Годового Собрания или Европейской и Ближневосточной Секции Всемирного Комитета Друзей для Консультаций, о чем делается запись в регистре членства.

Когда Друг умирает, протокол, где отражается это событие, будет написан на следующем деловом собрании. Копия этого протокола будет выслана клерку Годового Собрания или Европейской и Ближневосточной Секции Всемирного Комитета Друзей для Консультаций для записи в учетной книге членства.

12. Семья Друзей во всем мире

Всемирный Комитет Друзей для Консультаций (FWCC)

Всемирный Комитет Друзей для Консультаций – организация, учрежденная в 1937 году, чтобы развивать связи и взаимопонимание между различными течениями в квакерстве с целью оказания помощи в работе, которая будет вестись по социальным и моральным проблемам на международном уровне. Решения, принятые на уровне Всемирного Комитета Друзей для Консультаций, не являются формально авторитетными для различных Годовых Собраний, но имеют моральный вес и будут приняты во внимание на обсуждении Годовых Собраний, Месячных Собраний и групп.

Всемирный Офис, которым управляет генеральный секретарь и небольшой вспомогательный штат, размещается в Лондоне (173 Euston Road, London, NW1 2AX). Всемирный Комитет Друзей для Консультаций состоит из четырех секций:

Африканская Секция (46% членов от общего числа в мире)
Секция Обеих Америк (45%)
Секция стран Азии и западного побережья Тихого Океана (3%)
Европейская и Ближневосточная Секция (6%)

Каждая Секция имеет свой собственный Офис. Все квакерские группы в мире приглашаются установить отношения с Всемирным Комитетом Друзей для Консультаций через соответствующие Секции, и большинство Годовых Собраний поступили таким образом. Всемирный Комитет Друзей для Консультаций стремится поддерживать и укреплять жизнь Религиозного Общества Друзей, а также и вести социально-ориентированную деятельность в мире, путем единения в молитве, взаимного посещения, обучения, конференций, совместного участия в делах веры и разделения религиозного опыта с другими людьми. Эта деятельность способствует диалогу и сотрудничеству между Друзьями всех культур, стран и языков, в поиске нашего общего наследия. Один из вопросов отсылает к сказанному в начальные квакерские времена: «Приветствуете ли вы многообразие различных культур, языков и проявлений веры в вашем Годовом собрании, а также в мировом сообществе Друзей? Пытаетесь обогатить свое понимание и извлечь пользу из этого богатого наследия и разнообразного духовного опыта. Поддерживайте свое собственное Годовое собрание и другие Годовые собрания в своих молитвах» (вопрос 16, Квакерской веры и практики, Британского Годового Собрания).

Всемирный Комитет Друзей для Консультаций, как неправительственная организация, имеет консультативный статус в Организации Объединенных Наций. Существует два квакерских Офиса в ООН, один в Нью-Йорке, другой в Женеве; в духе квакерской заботы они ведут работу над проблемами мира и разоружения, прав человека, миграции и экономической справедливости. Оба Офиса управляются комитетами с представительством Друзей из разных стран.

Европейская и Ближневосточная Секция Всемирного Комитета Друзей для Консультаций разделяет общие для Всемирного Комитета Друзей для Консультаций цели. Секция имеет представительство в Женевском Комитете QUNO. Европейская и Ближневосточная Секция Всемирного Комитета Друзей для Консультаций несет особую ответственность за несколько Месячных Собраний и групп в континентальной Европе:

Бельгийское и Люксембургское Месячное Собрание
Барселонское Месячное Собрание
Московское Месячное Собрание
Будапештское Признанное Собрание (под опекой Комитета Международного членства)
Латвийское Признанное Собрание (под опекой Комитета Международного членства)

Молодые Друзья в Европе и на Ближнем Востоке (EMEYF)

Молодые Друзья в Европе и на Ближнем Востоке налаживают более близкие связи между собой, обмениваются духовным опытом и развивают международную дружбу в среде квакеров и сочувствующих, обычно в возрасте между 18-ю и 35-ю годами, живущих в том же регионе. В настоящее время Молодые Друзья в Европе и на Ближнем Востоке имеют контакты, по крайней мере, в пятнадцати европейских и ближневосточных странах.

«Весенняя молодежная встреча» проходит в различных странах, ежегодно сменяющих друг друга; ее тема исследуется в молитвенном духе и посредством обсуждения. Здесь предоставляется возможность развивать личную дружбу и углублять духовный опыт. Осенью деловое собрание, так называемое «Ежегодное собрание», обыкновенно проводится в Брюсселе. На этом собрании сообща рассматривается то, что было сделано за прошедший год, как Молодыми Друзьями в Европе и на Ближнем Востоке (EMEYF), так и региональными группами, заботы проверяются и проводятся в жизнь, налаживаются взаимосвязи, и таким образом практикуется принятый в Религиозном Обществе Друзей метод решения деловых вопросов.

Квакерский Совет по делам в Европе (QCEA)

Независимая квакерская организация, Квакерский Совет по делам в Европе, учреждена в 1979 году и расположена в Брюсселе. Большинство европейских и ближневосточных Годовых Собраний и Месячных Собраний представлены в Совете, который собирается дважды в год. Квакерский Совет по делам в Европе обычно имеет двух представителей и трех или четырех штатных сотрудников. Их работа сосредоточена на политическом лоббировании в европейских учреждениях Брюсселя и Страсбурга вопросов установления мира, тюремной реформы, социальной справедливости, миграции в Европейский Союз, прав человека и устойчивого развития. Квакерский Совет по делам в Европе возобновил свою наблюдательскую работу в Европе в 2002 году. В кратком его резюме говорится:

Как квакеры мы видим Европу такой:

– выражающей стремление стать миролюбивым, сострадательным, открытым и справедливым обществом, действующим в качестве объединения народов, которое поступает в отношении себя и других людей так, как оно желало бы, чтобы другие поступали в отношении него;

– нашедшей альтернативу неизбежной самоубийственности империализма;

– оценивающей успех в разрешении конфликтов с позиций миролюбия и справедливости, а не войн или мщения;

– принимающей свою ответственность за глобальное окружение и свою зависимость от него, а также

– взирающей на нашу маленькую планету как на единую экосистему, единую равноправную экономическую систему, один дом для всех.

Наконец, наши квакерские представители следят за европейской политикой и законодательной деятельностью, и вступают в диалог с высокопоставленными европейскими чиновниками, чтобы пытаться распространить наши квакерские свидетельства в область справедливой и миролюбивой политики на европейском и общемировом уровнях.

 

Источники и дополнительная литература

Britain YM: Quaker Faith and Practice, London, 1994 and subsequent editions.

Ireland YM: Christian Experience, Dublin, 1998.

German YM: Quaker Glauben und Wirken, Bad Pyrmont, 2002.

Netherlands YM: Richtlijnen van de Nederlandse Jaarvergadering, Amsterdam, 1995.

Norway YM: Retningslinjer for oppbygning og virke i Vennenes Samfunn Kvekerne, Oslo, 2003.

SwedenYM: Ur Kvakarerfarenheten: en samling citat, ordningar, radoch fragor, Stockholm, 2006.

FWCC/EMES: Hans Weening, Meeting the Spirit, reprint 2007.

FWCC: Cheerfully over the World: a Handbook for Isolated Friends, London, 2000.

Ireland YM: The Friendly Guide to Quakerism, 2001.

 

Некоторые полезные адреса

FWCC/EMES: 1 Cluny Terrace, Edinburgh, EH10 4SW, United Kingdom. Tel.: +44 (0) 131 466 1263. email: emes@fwcc.quaker.org website: http://www.fwccemes.org

EMEYF, c/o Quaker House, Square Ambiorix 50, B-1000, Brussels, Belgium

Tel.: +32 2 230 4935. email: emeyf@qcea.org website: http://www.emeyf.qcea.org

FWCC, World Office and International Membership Committee, 173 Euston Road, London, NW1 2AX, United Kingdom Tel.: +44 (0) 20 7663 1199. email: world@fwcc.quaker.org website: http://www.fwcc.quaker.org

 

Эта новая публикация задумывалась как дополнение популярного издания «Навстречу Святому Духу. Введение в квакерские принципы веры и практики» через более глубокое погружение в своеобразие квакерских собраний в Европе и на Ближнем Востоке, их структуру и организацию. Она обеспечит проникновение в суть, которое, как мы надеемся, окажет конкретную помощь новым группам и тем небольшим собраниям Секции, которые не связаны с другими квакерскими группами через структуру Годового Собрания.