Дай нам Варавву!

Вчера днем я ехал в машине и переключился на волну местной христианской радиостанции, что делаю время от времени. Как правило, их программы варьируются от предварительно записанных проповедей до передач о воспитании детей, от советов о браке до программ о «текущих событиях». Они скорее отражают крайне негодующие точки зрения, свойственные консервативным радиостанциям разговорного формата (Либералы! Геи! Интеллектуалы!). Именно в тот день темой идущего шоу было ИГ (или ИГИЛ, или «Исламское государство», или ДАИШ, или как там мы называем их сейчас).

Гость программы, «эксперт по вопросам глобальный безопасности», о котором я никогда прежде не слышал, продвигал идею того, что США и Европе необходимо «следовать проторенной дорогой» и использовать ту же «хладнокровную» тактику жестокости, которую использует ИГ. «Если вы не хотите сражаться так, как сражаются они, в конечном итоге вы станете жертвой», – предупреждал эксперт. «Нам следует помнить историю», – отвечал ведущий, вспоминая тактику партизанской войны, которую использовали силы Американских колоний против британских «красных мундиров» в войне за независимость. Затем ведущий задал слушателям риторический вопрос: «Вы предпочитаете следовать проторенной дорогой и сражаться против них там, или же вы будете сражаться с ними в наших городах?», – подразумевая, что неспособность соответствовать зверствам ИГ приведет к их вторжению в американские пригороды. Два христианских ученых радио-мужа продолжали превозносить достоинства удушающих пыток и ковровых бомбардировок. Затем, чтобы поддержать духовную составляющую программы, ведущий пригласил другого гостя кратко поговорить о «нашем самом мощном оружии против ИГ – молитве».

Ни коим образом не упоминались ни учение Иисуса о любви к своим врагам (что, на мой взгляд, включает в себя отказ от пыток и бомбежек), ни призыв Христа «убрать свой меч», ни наставления апостола Павла о том, что «мы не сражаемся, как сражается этот мир» (2 Кор 10.), ни последовательная позиция ранней церкви о том, что христиане не должны участвовать в возмездии насильственным образом (например, у Климента Александрийского: «Прежде всего, христиане не могут исправлять насилием провинности греха», и у Иустина Философа: «Мы, которых наполняла война, взаимное уничтожение и всякое бесчестие, по всей земле поменяли наше оружие войны: наши мечи – на орала, наши копья – на орудия для возделывания земли; и мы взращиваем благочестие, праведность, благотворительность, веру и надежду, которую мы имеем от Самого Отца через Того, кто был распят. … Мы не ведем войну против наших врагов…», и у Оригена: «Он [Христос] нигде не учит, что для Его учеников будет правильным проявлять насилие к любому, сколь бы грешен он ни был» и т.д.). Ничего из этого не было упомянуто ни ведущим, ни гостем-«экспертом» этой христианской радиопрограммы.

Так как я услышал этот разговор за пару дней до Страстной пятницы и Пасхи, он заставил меня подумать о Варавве, человеке, упоминаемом во всех четырех Евангелиях. Варавву иногда изображают как разбойника, но на самом деле он был еврейским мятежником против владычества римлян, обвиненным в измене и убийстве. Во времена Иисуса среди евреев были очень сильны настроения насильственного характера по отношению к своим римским властителям. Римская оккупация была жестокой, «еврейский» царь Ирод был просто ставленником и тираном, а религиозная храмовая система в Иерусалиме была коррумпирована. Простые еврейские люди был крайне бедны, угнетаемые высокими налогами. Обычной была дилемма выбора – потерять свою землю из-за долгов по налогам или же стать нищим. Средний еврей ненавидел римлян и ненавидел тех соплеменников, которые сотрудничали с римлянами (например, сборщиков налогов). Они мечтали о мессии – вожде, посланным Богом, который появится, чтобы возглавить их в борьбе по изгнанию римлян со своей земли, и восстановит их царство и храм в былой славе. Росло движение зелотов, которые принимали активное участие в массовых беспорядках, стычках с римскими солдатами и убийствах римских граждан.

Но Иисус, будучи популярен у многих, постоянно говорил о совершенно ином типе царства – характерными чертами которого являются ненасилие, миротворчество, сострадание, прощение, справедливое и равное правосудие для всех, забота о бедных, больных и отверженных – одним словом, о царстве Шалома. Иисус и его последователи путешествовали по всей Иудее, говоря об этом царстве и доказывая его возможность. И прийдя в Иерусалим, они заново провели ритуал праздничной процессии, когда новый царь въезжает в город, чтобы занять свой трон. Затем они заняли храм (после того, как Иисус прогнал менял). Иисус и его последователи бросили прямой вызов репрессивным властным структурам, и не прошло много времени, как власть предержащие отреагировали, арестовав его по сфабрикованным обвинениям, и представили его римлянам как агитатора бунтовщиков. Последователи Иисуса были рассеяны.

Когда Понтий Пилат, прокуратор, представляющий римское правительство, расспросил Иисуса, то понял невиновность представшего перед ним человека. Вместо того, чтобы подвергнуть Иисуса распятию (казни, обычно применяемой для восставших, и подразумевающей наглядный урок для всего населения), Пилат предложил в соответствии с ежегодной пасхальной традицией освободить его. Вместо этого толпа потребовала освободить Варавву. Выбрав Варавву, толпа сделала выбор в пользу человека насилия вместо человека мира. Характерной чертой Вараввы и зелотов было мнение о том, что насилие является подходящим средством для борьбы с тяготами римской оккупации. Решения Иисуса были непрактичны.

«Дай нам Варавву!»

«Дай нам Варавву!», иллюстрация к «Библейским урокам в картинках» 1910 года

История рассказывает нам, что народ Иудеи в большей своей части продолжил путь по дороге Вараввы. В конце концов вспыхнуло всеобщее восстание. Еврейские борцы за свободу напали на римские гарнизоны. Римляне ответили военным ударом с использованием тактики выжженной земли, что завершилось ужасами осады Иерусалима и разрушением иудейского храма, который считался у евреев местом присутствия Бога на земле. Несколько десятилетий спустя евреи, перегруппировав свои ряды, организовали еще одно восстание, во главе с мессией по имени Шимон Бар-Кохба, будучи уверенными, что Бог будет сражаться их руками. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен римлянами, сотни тысяч евреев погибли, десятки тысяч были увезены в рабство, и область Иудеи в значительной степени обезлюдела.

Иисус пришел к своему народу в качестве пророка, предупреждающего против принятия насилия как средства решения проблем. Вместо этого большинство выбрало путь Вараввы. Их выбор давал страшные плоды страданий, разрушений и смерти. Опять и опять.

И поэтому меня озадачивает то, как много в наши дни людей, подобных услышанным мною ученым радио-мужам и называющих себя последователями Иисуса – князя мира, присоединяются к толпе кричащих: «Дай нам Варавву!»

 

Денни Коулман

2016

(источник)