Ганс Альбрехт и квакерское свидетельство в нацистской Германии

В апрельском номере журнала Friends Journal от 2003 года Мэри Миллс опубликовала статью «Немецкие квакеры и суд над Георгом Гроссом», которая стала введением к переводу показаний, данных клерком Германского Годового собрания Гансом Альбрехтом в 1930 году. Показания Альбрехта легли в основу оправдательного приговора для художника-экспрессиониста Георга Гросса, которого обвиняли в богохульстве. Мэри Миллс работает над переводом книги духовных текстов Ганса Альбрехта и рассказывает о его вкладе в работу квакерской школы в Эрде.

Первые абзацы показаний (см.прим.1) Альбрехта по делу Гросса представляют собой четко сформулированную и яркую демонстрацию универсалистского ядра квакерской веры и практики.

Ганс Альбрехт заинтересовался квакерством в 1920 году, когда его младшая дочь Этта стала получателем «еды от квакеров» (2). В 1927 году он присоединился к Обществу Друзей и спустя некоторое время стал клерком Германского Годового собрания. В этой должности Альбрехт пробыл до 1947 года.

Георг Гросс "Христос в противогазе". К статье "Ганс Альбрехт и квакерское свидетельство в нацистской Германии"

Георг Гросс “Христос в противогазе”

В 1930 году, когда Веймарская республика находилась на грани краха, Альбрехт дал письменные показания в пользу Георга Гросса (3), который использовал свой художественный дар для отражения аморальности войны. Картина Гросса «Христос в противогазе» особенно задела немецкое правительство, и он предстал перед судом. В ставших основой для оправдания художника показаниях Альбрехта утверждалось отсутствие богохульного подтекста в картине. При этом, замечал Альбрехт, сам обличаемый художником объект – война – является настоящей хулой против Бога.

Альбрехт страстно оппонировал гитлеровскому движению, среди его друзей было несколько евреев. В 1931 году клерк Германского Годового собрания извинился перед еврейской общиной в Берлине, которая столкнулась с притеснениями со стороны группы штурмовиков во время завершения празднования иудейского Нового года, когда верующие покидали синагогу.

Когда нацисты развернули программу по преследованию тех, кого они считали отбросами общества, Альбрехт представлял немецких Друзей в Берлинском центре, где он консультировал евреев, политических диссидентов и других жертв нацистского режима. Он предлагал им потенциальные места для эмиграции, предоставлял необходимые контакты, а также объяснял, где и как оформить необходимые для эмиграции документы. В конце концов Альбрехта отправили на пенсию, т.к. он был признан политически неблагонадежным, его несколько раз допрашивали в гестапо.

Помимо работы в Берлинском центре, Альбрехт был одним из основателей квакерской школы в Эрде, что находится неподалеку от города Оммен в Нидерландах. Он собственными руками помогал обустроить школу, оказал неоценимую помощь в найме персонала, а также регулярно приезжал и следил за происходящим. Школа была призвана предоставить убежище для всех пострадавших от нацистских преследований. Во время своей работы школа позволила 300 детям получить полноценное образование, недоступное из-за нацистских расовых законов.

Дети, многие из которых были еврейскими беженцами из Германии, отдыхают на ступеньках квакерской школы-пансиона в Эрде. Ок. 1933-1339 гг.

Дети, многие из которых являются немецкими евреями-беженцами, отдыхают на ступенях квакерской школы в Эрде (Мемориальный музей Холокоста). Ок. 1933-1339 гг.

Можно провести параллель между показаниями Ганса Альбрехта по делу Георга Гросса и действиями детей в квакерской школе в Эрде, основавших Клуб Маленьких Садоводов. Альбрехт видел в картине Гросса «Христос в противогазе» отражение войны как хулы против Бога. Люди и сама земля были осквернены деструктивной военной машиной нацистской Германии во время вторжения в Голландию и мир квакерской школы в Эрде 10 мая 1940 года.

Несмотря на оккупацию приютившей их страны, Маленькие Садоводы квакерской школы в Эрде не прекратили ухаживать за своим садом с вниманием и заботой. Хотя их песни, стихи, музыка, пьесы и фестивали были посвящены садоводству, учащиеся прославляли ценность жизни. Последняя запись в журнале Маленьких Садоводов датирована 13 июля 1941 года. В сентябре 1941 года нацисты отделили еврейских учеников от остальных и отправили их в Де Эш, в дом на территории школы.

В сентябре 1944 года немецкие военные были вынуждены покинуть Эрд из-за приближения войск союзников. Нацистская военная машина, словно сорняк, была выкорчевана и отброшена. Квакерская школа в Эрде продолжила функционировать в течение нескольких лет после войны, пока ее не переформатировали в Международную школу в Эрде. В этом виде она действует по сей день.

Мэри Миллс – бывшая учительница французского и немецкого языков в средней школе Каунти Преп в Джерси-Сити (штат Нью-Джерси, США) и бывшая посетительница квакерского собрания в городе Вудстаун (штат Нью-Джерси). Она служила научным сотрудником программы подготовки учителей при Мемориальном музее Холокоста в Вашингтоне, округ Колумбия.

Примечания

1. Первые абзацы показаний Ганса Альбрехта по делу Георга Гросса (цитируется по материалам журнала Friends Journal, апрель 2003):

Друзья (квакеры), к которым я себя причисляю и чьи взгляды разделяю, никогда не пытались сформулировать доктрину или догму в отношении Бога. Причина отказа от подобной декларации лежит не столько в уважении к личности или сущности Бога, сколько в индивидуальном характере веры. Опыт Бога и внутренние переживания от общения с ним оставлены на откуп каждому верующему. Друзья пытаются следовать Божьим заповедям насколько это возможно, и по этой причине они отвергают войну и насилие. Квакеры считают, что Божья воля, если мы захотим, будет работать через нас, и действенный эффект от такой Божьей работы через людей будет на виду.

Церкви всегда пытались закрепить сущность Бога при помощи доктрин или систем верований, чтобы сделать природу Бога понятной и постижимой. По-моему, подобный подход малоуспешен, особенно в наше время. Я считаю, что сейчас уже нет единого понимания Бога. Если будет установлено единое понимание Бога, то необходимо учесть и бога евреев и мусульман, а также иных религий, больших и малых, ведь есть только один Бог для всех людей на земле. Чтобы такая концепция Бога была истиной, нужно сразу же признать, что истина может выражаться бесчисленными способами через человечество.

Однако абсолютная истина настолько возвышается над любым человеческим знанием и уровнями понимания, что люди не смогут описать ее насколько либо конкретно. Именно поэтому я не могу поверить, что люди могут поругать святость или честь Бога, ранив чей-то индивидуальный опыт Бога. Опыт, столь сильно зависящий от личности верующего и неизмеримо отличный от опыта другого, даже если он отражен через формулировки какой-то богословской доктрины. И в связи с бесчисленными способами познать Бога я не могу представить, что позволю защищать мое индивидуальное религиозное чувство человеку или институту, страдающему от человеческих слабостей и ошибок и не умеющему определить сущность Бога и его деяния на земле. И стоит мне только представить подобное, как я сразу дистанцирую себя от Бога и совершаю что-то человеческое.

2. «Еда от квакеров» (Quakerspeisungen) – см. «Квакеры в Германии во время и после Мировых войн» Хэннига Милке, на сайте Friends Journal от 1 апреля 2010 г. См. также Ганс Шмитта «Квакеры и нацисты: Внутренний Свет и Внешняя Тьма» (1997)
3. Георг Гросс – см. «Дадаисткие рисунки Георга Гросса демонстрируют то, как первая мировая война перевернула искусство» Джонатана Джонса, The Guardian, октябрь 2013 г.

Источник