Голодающих бузулучан спасали квакеры

В первое знакомство с Бузулукским краеведческим музеем самое большое впечатление на меня произвели не красоты бора, представленные в экспозиции, не зал космонавтики, а маленькая черно-белая фотография на стенде в коридоре. На ней гора истощенных обнаженных тел на кладбище – жертвы голода 1920-х годов. Из подписи следовало, что усилиями советской власти голод удалось остановить. Кто такие квакеры, какой была их роль, я узнала много позже. Сначала по воспоминаниям бузулучан, чьи родители смогли выжить только благодаря англо-американской миссии квакеров в Поволжье, потом появились и документальные свидетельства их присутствия на бузулукской земле. А недавно довелось встретиться с представительницей нового поколения этой религиозной общины и историком, собравшим документы о поволжском голоде в архивах России, Филадельфии, Великобритании. Маргарита Вуд и Сергей Никитин приехали в Бузулук на презентацию книги «Советская Россия 20-х гг. глазами Друзей».

Участники делегации квакеров

Участники делегации квакеров

Друзьями называют себя сами квакеры. Благотворительной деятельностью это общество занималось еще в царские времена, в годы Первой мировой войны. И когда возникла надобность в их помощи России красной, они снова приехали сюда, чтобы спасти от голодной смерти тысячи людей.

К началу 20-х годов население Бузулукского уезда насчитывало более 600 тысяч человек. Только за несколько месяцев 1921-го здесь умерло от голода 120 тысяч жителей. Причинами стали прекращение товарно-денежных отношений между городом и деревней, Гражданская война, разруха, засуха, продразверстка, выкачивающая из крестьянских амбаров последние крохи зерна.

Самые известные фотографии, которыми иллюстрированы отечественные и зарубежные издания, сделаны именно в Бузулуке. Поэтому нельзя забывать о тех, кто в трудные годы бескорыстно протянул голодающим руку помощи, кормил, спасал от болезней, строил детские дома и больницы. Может быть, многих из ныне живущих и не было бы на свете, не получи продовольственные пайки от квакеров их будущие бабушки и дедушки.

На весь Бузулукский уезд, равный по площади американскому штату Мичиган, их было не более 50 человек. Они раздавали ежедневно несколько тысяч продовольственных пайков, добираясь до дальних сел и деревень по территории, где еще шла Гражданская война, орудовали банды, бывали случаи людоедства. Сначала спасали детей. Когда детская смертность пошла на убыль, стали раздавать пайки и взрослым. Инфекционные болезни, спутники голода, косили обессилевших людей сотнями. И «Общество друзей» стало открывать пункты лечения, больницы. Двое из квакеров заразились тифом и умерли, одна женщина была похоронена в Бузулуке.

Больничный плакат, направленный на предотвращение малярии

Больничный плакат, направленный на предотвращение малярии

Сергей Никитин первый раз приехал в Бузулук 15 лет назад.

– Я не считаю себя историком, – говорит он. – Мною руководило искреннее любопытство, интерес к деятельности иностранной организации в этом небольшом городке. Тогда же я пришел в музей и увидел стенд, который меня очень огорчил необъективной информацией. Потом я работал в архиве и нашел много потрясающих материалов, статистических данных, которые больше нигде нельзя найти.

Квакеры кормили практически 80 процентов населения Бузулукского уезда. Понятия христианской помощи, чувство сострадания привели их сюда. Работали квакеры бесплатно, не ради наживы или славы. Не преследовали никаких политических целей, потому не трогали их ни красные комиссары, ни бандиты всех мастей.

В мае 1998 года Дэвид Макфадден, один из авторов книги «Советская Россия 20-х гг. глазами Друзей», и Сергей Никитин предприняли путешествие по местам работы квакеров: Бузулук, Тоцкое, Сорочинск, село Могутово. Им удалось найти людей, переживших голод, поговорить с теми, кто знает это время по рассказам родителей. Все они с благодарностью вспоминали американцев, так называли в уезде всех квакеров, прибывших из США и Великобритании. Под редакцией Сергея Никитина состоялось и издание книги на русском языке. Маргариту Вуд, искусствоведа из Англии, делегировала в Россию та самая община квакеров, которая работала в Поволжье в 20-е годы. В Самаре, в епархиальном церковно-историческом музее, была открыта выставка рисунков Ричарда Килби. В Бузулуке он и его брат Эрнст Килби работали в составе британской миссии квакеров. Ричард никогда не расставался со своим альбомом, карандашами и красками. Его рисунки (пейзажи, портреты) – молчаливые свидетели того времени. Может быть, когда-нибудь они приедут и в Бузулук, вернутся туда, где были созданы. А пока участники встречи получили по экземпляру книги. Отправилась она и в библиотеки города и района.

Бузулук с холмами на заднем плане. Июнь 1923 г. Ричард Килби

Бузулук с холмами на заднем плане. Июнь 1923 г. Ричард Килби

Дома я внимательно рассмотрела подарок. На сером переплете словно вышит крестиком рисунок: запряженная тройка несется по снежному насту, в санях трое людей. Эту вышивку сделали на ткани мешка, поступившего с гуманитарной помощью из США, русские крестьянки. Мешковину использовали также для пошива рубах, постельного белья. Были даже организованы мастерские, где за эту работу женщинам выдавали дополнительные пайки.

Начав читать, я уже не могла остановиться. Было порой жутко, такие страшные картины голода описаны на страницах книги. Но чем больше узнавала, тем большим уважением проникалась к друзьям, называть их странным словом «квакеры» больше не хотелось.

Они не просто кормили, лечили, спасали, они учили выживать в самых сложных условиях. Привезли в уезд лошадей и зерно, чтобы крестьяне могли засеять свои поля. Первые тракторы марки «Фордзон» – тоже подарок миссии. Они организовывали школы трактористов, медицинских сестер, обустраивали детские дома, оснащая их всем, начиная с мебели и заканчивая посудой.

В Тоцком еще несколько десятилетий после отъезда квакеров работала больница, построенная Нэнси Бабб. Все пересказать невозможно, эту книгу надо читать. А еще лучше ввести в программу уроков истории для школьников. Мы должны знать и помнить тех, кому обязаны спасением тысяч жизней. Историю полезно прочитывать заново, как сказали бы юристы, в свете открывшихся вновь обстоятельств.

Тамара НАЗИНА
2010

Источник: www.uralpressa.ru