Зак Александер: Атеисты идут в глубину. Медитация и гуманизм

Зак Александер - блоггер, квакер, анархист, гуманист

Зак Александер – блоггер, квакер, анархист, гуманист

«Бог существует, и его любовь окружает нас», – говорит нараспев женщина, вставая в молчаливом собрании сотен людей. «Бога не существует, это наша любовь окружает нас», – продолжает она и садится, чтобы продолжить свою медитацию.

В этом эпизоде, который произошел на недавнем собрании квакеров в Новой Англии, обозначился целый ряд тем – привлекательность созерцательных практик даже для агностиков и неверующих, двойственность по отношению к сверхъестественному в либеральных религиях, потребность в светских общинах, где люди поддерживают друг друга и заботятся друг о друге так, как это обычно происходит в церкви.

Именно это побудило меня начать встречи Гуманистической созерцательной группы, а вдохновлен я был примером группы Д.Т. Стрейна, бывшего президента гуманистической организации Хьюстона. Идея заключалась в том, чтобы привлечь больше людей в гуманистическое сообщество и предложить уже существующим членам нечто новое – нечто более глубокое, более личное и менее академичное, чем обычно предлагается на подобных гуманистических мероприятиях. В Кембридже мы встречаемся два раза в месяц, чтобы медитировать и делиться друг с другом тем, что мы переживаем и испытываем как в периоды молчания, так и в остальное время нашей жизни.

С июня мы встречаемся дважды в месяц по утрам в субботу в помещении Гарвардского научного центра. После введения и личной настройки мы медитируем примерно полчаса, а затем рассказываем о том, что мы переживали и что мы об этом думаем.

Формат встреч намеренно эклектичен – экспериментировать с различными подходами и критически их проверять вполне соответствует духу Гуманизма как движения. Одним из обычных способов классификации медитативных практик является представление их в виде спектра между двумя полюсами «осознанности» и «концентрации» в зависимости от того, как вы используете свое внимание. Медитации осознанности включают в себя осознавание всех восприятий, ощущений, мыслей и эмоций по мере того, как они возникают, но без попыток удерживать их или застревания в них. Концентрирующие медитации включают в себя направление фокуса внимания на определенный объект, например собственное дыхание. Мы попробовали разные медитации из этого спектра, включая осознавание дыхания, осознавание телесных и внутренних ощущений, медитация ходьбы, медитация сострадания, или любящей доброты и светская форма квакерской медитации. Мы рассматриваем также возможности других вариантов, например, совместные медитации с другими созерцательными группами.

Мы идем здесь по тонкому краю, пытаясь освоить практики, связанные с религиями, не принимая при этом не выдерживающую критики метафизику и не отбрасывая свои светские принципы. Мы приветствуем споры на тему того, как мы можем отделить зерна от плевел, что мы должны, а что не должны использовать, оставаясь на позициях Гуманизма. Точно так же мы считаем важным обсуждать потенциальные риски медитации, особенно длительные медитации для новичков, как это было подробно описано Мэри Гарден в журнале The Humanist за 2007 год.

Итак, зачем люди вообще медитируют? Потому что люди, которые занимаются медитацией, сообщают о различных положительных эффектах, например, большее спокойствие и эмоциональное равновесие, большая ясность ума и концентрация и усиление способности к состраданию.

Лично я начал медитировать в Гордон Колледже, христианской школе гуманитарных наук возле Бостона, когда мне было 18 лет. Я находился в замешательстве в тот год, потому что я впервые мог размышлять критически о фундаментализме, в котором я был воспитан, и об апокалиптическом культе, в который превратилась церковь моей семьи, когда я был подростком. Ключевым, поворотным пунктом стал тот день, когда мне в руки попала книга Лоренса Лешана «Как медитировать», которую я подобрал на распродаже старых вещей в церкви. По сравнению с теологическими абстракциями, которыми я все еще был переполнен, опыт медитации казался более существенным и приземленным. Чем больше я медитировал, тем больше я чувствовал ментальную ясность и эмоциональную стабильность, – и тем больше росла моя решительность отвергнуть религию.

Это мое личное свидетельство. Научные данные не настолько однозначны отчасти от того, что одним и тем же термином обозначается широкий спектр различных ментальных практик. Но исследования действительно предполагают некоторые положительные эффекты.

Многие исследования указывают на то, что медитация снижает стресс и тревожность. Например, одно исследование, проведенное в университете Орегона в 2007 г. показало, что после 20-минутной медитации осознанности участники в течение 5 дней демонстрировали меньший уровень тревожности, депрессии и гнева, чем в контрольной группе, которая проходила тренинг релаксации. В исследовании Сары Лазар из Гарвардской школы медицины испытуемые должны были выполнять тест на внимание после обеда, когда люди обычно чувствуют сонливость. Было обнаружено, что 40-минутная медитация перед тестом значительно улучшала результаты. Некоторые исследования полагают, что медитация сострадания может усиливать активность областей мозга, ответственных за эмпатию.

Эти результаты все еще предварительные. Еще предстоит выяснить, какие конкретно практики приводят к тем или иным результатам. Но сами эти результаты – меньше стресса, больше внимательности, больше сострадания – должны интересовать любого, кому небезразличны человеческое счастье и благополучие.

Гуманистам в особенности стоит поддерживать образующиеся созерцательные сообщества по следующей причине: несмотря на причины, указывающие на возможную пользу медитаций, и, несмотря на то, что многие хотят этим заниматься, не так много возможностей практиковать это вне связи с религией.

Сегодня атеист, ищущий созерцательное сообщество, мог бы обратить свой взгляд, в первую очередь, на буддистскую сангху. Некоторые традиции, особенно дзен и випассана, не отягощены догмами и этим могут быть привлекательны для некоторых гуманистов. Некоторые буддисты, такие как Стивен Бэтчелор, автор книги «Буддизм без верований», работают над тем, чтобы сделать буддизм еще более светским. В то же время для других даже малейшие внешние атрибуты религии вызывают реакцию противостояния религии. Как сказал Сэм Харрис: «Мудрость буддизма сидит в ловушке религии буддизма».

Во многих частях западного побережья США атеистов приглашают на собрания Религиозного общества Друзей (квакеров). Квакеры в определенном смысле напоминают буддистов, они практикуют на своих встречах уникальную форму групповой медитации, называемой «собрание для поклонения». Я стал квакером в колледже, будучи еще христианином, и за все время моей эволюции в сторону атеизма я ни разу не почувствовал ни с чьей стороны никакого негатива (за исключением войн, разыгрывающихся в блогах, – против этого не могут устоять даже квакеры, которые очень миролюбивы во всех отношениях).

Зак Александер - блоггер, квакер, анархист

Автор статьи Зак Александер (справа) на одном из квакерских мероприятий

Но для многих людей приятия и радушия бывает еще недостаточно, если приходится слушать всякую сверхъестественную ерунду и оказывать ей больше уважения, чем она заслуживает. Например, на собрании, где исполнялась импровизированная песня, о которой говорилось в самом начале, некоторые люди выразили свою поддержку неверующим, в то время как другие защищали традиционный теизм. Один из присутствующих даже заявил, что геноцид – это часть божественного плана, который мы, смертные, не в силах понять. Только самые терпеливые неверующие смогут долго оставаться в таком сообществе, где подобные ужасные взгляды считаются приемлемыми.

Короче говоря, давайте рассмотрим такую аналогию. Представьте себе, что большинство гимнастических залов было бы религиозными – на стенах висели бы распятия или изображения Шивы, тренеры перемежали бы свои советы цитатами из Корана. Разве не было бы насущной необходимости создать нормальные, светские спортивные залы, где люди спокойно могли бы заниматься? Именно это мы и пытаемся сделать.

И то, что радует меня относительно этой группы, это не столько упражнения, сколько само нарождающееся сообщество людей. Люди воодушевлены, они готовы к более глубокому знакомству друг с другом. Несмотря на все, что есть неправильного в религии, по крайней мере, одна правильная вещь есть во многих церквях – удовлетворение потребности в настоящем сообществе, где тебя принимают. Возможно, знание того, что бога, который нас всех любит, не существует, делает эту потребность еще более насущной.

Источник: www.thenewhumanism.org (Still Atheists Run Deep, by Zach Alexander)
Фото: www.zachalexander.com и www.flickr.com/photos/lorcanotway
Перевод Сергея Бадаева