Чтение Библии с Артуром Робертсом

Живое наследие (об авторе)

Артур Робертс сыграл основополагающую роль в выборе имени для Школы Джорджа Фокса* и сохранении ее от забвения, но самым большим его достижением стало то влияние, которое он оказал на жизнь окружавших его людей.

Шон Паттерсон

Примечание редактора: Артур Робертс ушел из жизни 15 декабря 2016 года. Летом 2015 года журнал «Френдз Джорнал» (США) взял у него интервью, в котором обсуждалась его жизнь и вклад, внесенный им в становление Университета Джорджа Фокса.

В 92 года Артур Робертс уже больше не прогуливается по своему любимому кампусу Университета Джорджа Фокса. И, тем не менее, оставленный им след здесь все еще заметен.

Разбросанные по всей университетской территории предметы творчества, сделанные его руками, свидетельствуют о любви к созиданию и преданности школе, которую почти 60 лет он считал своим домом. Две вырезанные им скамьи из древесины грецкого ореха служат местом для отдыха в тихом уголке Спортивного центра Уилера. Два образца его фигурной резьбы – часы и скамья – украшают Учебное здание Гувера. Его книги занимают целые шкафы в офисах и лабораториях. И ближе к концу этого года Университет переименует Учебный комплекс Вилла в «Учебный центр Артура и Ферн Робертс» в честь Артура и его жены.

Наиболее значительным был его вклад в присвоение имени. Именно Робертс – студент семинарии в городе Канзас в 1949 году – обратился к правлению Тихоокеанского колледжа с письмом, в котором предлагал принять имя Джорджа Фокса, вместо названия «Френдзвуд». Ведь, как писал он: «Френдзвуд – это город в Техасе. Нет никакого смысла называть так колледж. Мне представлялось, что имя должно быть связано с квакерской традицией».

Произведения прикладного искусства и публикации Робертса дают лишь приблизительное представление о его влиянии. Поистине подлинная ценность его наследия невероятна. «Думаю, что я больше всего горжусь тем, что был добросовестным профессором, который заботился о своих студентах. У меня была возможность служить их интеллектуальному и духовному развитию», – говорит Артур.

Многие тысячи людей читали его книги, слушали его лекции или проповеди. Среди его бывших студентов – теолог Ричард Фостер, чья книга «Прославление дисциплины» признана одной из 10 лучших религиозных книг XX века по версии издания «Христианство сегодня» (Christianity Today). Фостер признателен Робертсу за вдохновленную им любовь к письменному слову. «Именно любовь к слову, которая была в Артуре – слову, как выразителю благодати и красоты – привела к тому, что я стал писателем», – говорит Фостер.

Возвращение в альма-матер

Окончив маленькую квакерскую школу, тогда, в 1944 году называвшуюся Тихоокеанским колледжем, Робертс не планировал становиться столпом сообщества Джорджа Фокса. Вместе со своей женой Ферн, которую он впервые заметил в школьном театре («Она была героиней и целовала главного героя, и я решил, что хочу быть тем, кого она целует»), Артур уехал из Орегона, чтобы начать пасторское служение в Эверетте, штат Вашингтон.

Увлечение Робертса резьбой по дереву оставило следы по всему кампусу, и в нескольких зданиях до сих пор хранятся его работы.

Через 4 года они переехали в Мидвест, так что Артур смог получить научную степень в Теологической семинарии в Канзас-Сити. Затем он некоторое время учился в Гарварде и получил профессорскую степень в Бостонском Университете. Во время пребывания в Бостоне он познакомился со студентом по имени Мартин Лютер Кинг. «Был солнечный день, мы сидели на улице и разговаривали», – вспоминает Робертс. «Я спросил, что он собирается делать дальше, и он ответил, что вернется в Атланту помогать отцу. Приятный молодой человек».

Тем временем Робертс мечтал о своем. Ранее он служил пастором церквей в Вашингтоне, Миссури и Нью-Хэмпшире, а теперь – после защиты докторской диссертации – ему предстояла карьера церковного лидера или же «что-то еще, предназначенное мне Господом». Таким «предназначением» оказалось возвращение в Орегон, чтобы работать в школе, которой он недавно помог выбрать название.

«Колледж переживал трудные времена в 1952-1953 гг., поэтому член правления Дин Грегори полетел в Нью-Хэмпшир, чтобы поговорить со мной о возвращении в школу, – вспоминает Артур. – Я воспринял это как призыв от Господа. Мне казалось, что будет хорошо поехать туда. Достойное место для работы».

Морисоль Кардоза и Райан Уайзер учили ребенка с церебральным параличом, как тому встать и впервые сделать шаг. Многие дети из школы Джорджа Фокса еще никогда не бывали на приеме у физиотерапевта.

Богатое наследие

Робертс приехал в кампус в 1953 году, чтобы преподавать философию и религию. Его ежегодное жалование составляло 3000 долларов, и они с Ферн жили в кампусе в качестве «воспитателей». Более того, школа погрязла в долгах и подвергалась серьезному риску закрытия. «Помню, как мы сидели в офисе [Президента] Мило Росса, и он сказал: «Артур, что нам теперь делать?». Мы с Мило и другим сотрудником, Харлоу Энкени, обратились за аккредитацией».

К концу того же десятилетия – в основном благодаря 170-ти страничному отчету Робертса об успехах выпускников Джорджа Фокса, которые выглядели достойно на фоне выпускников аккредитованных школ – была получена аккредитация. «Я не утверждаю, что это спасло школу, но аккредитация нам определенно помогла», – скромно говорит Артур.

Потом с 1968 по 1972 гг. он служил деканом факультета, но учебная аудитория всегда оставалась его первой любовью. Он был бесподобен, как преподаватель философии, этики и церковной истории. Ему нравилось путешествовать и говорить правду самым разным слушателям. Он получил грант на то, чтобы жить среди инуитов на Аляске в 1970-х – позже Робертс напишет книгу об этом своем опыте – а в 1981 году он входил в группу из сообщества Джорджа Фокса, впервые посетившую Китай. Во время этого посещения молодая китаянка-гид была настолько впечатлена своими гостями, что позже поступила учиться в школу Джорджа Фокса. «Она считает нас с Ферн своими американскими родителями», – с гордостью говорит Артур.

Жизнь на пенсии

В середине 1990-х семейная пара переехала в прибрежный город Ячатс, штат Орегон, где Артур стал кандидатом в мэры и победил на выборах, когда ему было 73 года. Самым ярким событием своей деятельности в качестве мэра он считает тот день, когда ему удалось помочь найти инженерное решение проблемы водоснабжения, снизив стоимость работ с первоначально планировавшихся 4 000 000 долларов до 40 000 долларов. «Сначала речь шла о пяти милях от Хайвей 101 – очень дорого», – говорит он. «Это не было научным достижением, но я гордился результатом своей деятельности».

Робертс также продолжал писать – за свою жизнь он стал автором более 20 книг – и увлеченно занимался резьбой по дереву, поэзией и чтением «хороших романов». Вернувшись 12 лет назад в Ньюберг, чтобы жить в Пенсионном сообществе Френдзвью, он воспользовался случаем сыграть в игру, которая когда-то была запрещена. «Когда я был ребенком, игра в гольф считалась греховной. С тех пор, как я вернулся в Френдзвью, игра была реабилитирована».

Темп его жизни в последние годы стал менее быстрым – «у меня кончается топливо», – говорил он, – но он все также занимал должность профессора в университете Джорджа Фокса, а в 2011 году зачитывал университетское весеннее обращение. И, чтобы доказать сохранившуюся остроту своего ума, он еще год тому назад работал в семинарии при университете, помогая оценивать докторские диссертации. В настоящее время он и Ферн уделяют много внимания семье, которая включает двух дочерей и сына, восемь внуков и восемь правнуков.

Когда свет послеполуденного солнца освещает его лицо, Роберт вспоминает, как влюбился в эту школу, будучи еще деревенским мальчишкой из Айдахо в 1941 году. «Университет до сих пор руководствуется тем принципом, что Христос и культура неразделимы. В нашем учебном заведении присутствует прочное ощущение христианской основы. Я ценю это».

2015

Источник

* Основанная квакерскими пионерами в 1885 году в Ньюберге, штат Орегон, Тихоокеанская Академия Друзей стала в 1891 году Тихоокеанским Колледжем. В 1949 году школа сменила название, превратившись в Колледж Джорджа Фокса. В 1996 году колледж объединился с Западной Евангелической Академией, образовав Университет Джорджа Фокса.

Чтение Библии  с Артуром Робертом

От автора

Я и моя жена Ферн живем в Ньюберге, штат Орегон, в Пенсионном сообществе Френдзвью. В 1953 году, после десяти лет пасторского служения я стал профессором Колледжа Джорджа Фокса (в настоящее время это университет). Ферн много лет работала учителем в государственных школах Портленда. Выйдя на пенсию в 1988 году, мы переехали в специальный пансионат на Орегонском побережье, где и была сделана эта фотография.

чтение библии с Артуром робертсом

Я был мэром города Ячатс два срока подряд. У нас трое детей, восемь внуков и пятеро правнуков. Для нас очень важно встречаться и переписываться с членами своей семьи, и мы благодарим Бога за их любовь.

После выхода на пенсию я все время писал книги и статьи в журнал – и пока жил на Орегонском побережье, и здесь в Ньюберге после 2003 года. За последнее время в издательстве Баркли Пресс (Barclay Press) вышло несколько моих книг, в том числе новое юбилейное (на 50-летнюю годовщину) издание «Сквозь пламенеющий меч: жизнь и наследие Джорджа Фокса» (Through Flaming Sword: Life and Legacy of George Fox), второе издание книги «Посланник Божий: чувственная сторона духовности» (Messenger of God: The Sensual Side of Spirituality); сборник проповедей «Священная повседневность» (The Sacred Ordinary) и книга стихов «Небесный огонь» (Heavenly Fire). У меня есть хобби – резьба по дереву. Я изготавливаю деревянные часы, трости, традиционные индейские «жезлы спикера» (talking stick) и декоративные дощечки. Ферн шьет детские стеганые одеяла и жертвует их родильному дому при больнице Провиденс, а также – через менонитское агентство – новорожденным младенцам по всему миру. Мы искренне рады той духовной поддержке, которую получаем в нашей поместной церкви Друзей Норт-Вэлли, а также нашим взаимоотношениям с жителями Общины Френдзвью.

В качестве внештатного профессора Университета Джорджа Фокса я читаю лекции, а иногда и консультирую студентов, но, в общем и целом, наслаждаюсь заслуженным отдыхом с благодарностью за продолжающуюся христианскую верность колледжа, в котором мы с женой учились в молодости и где встретились (мы женаты уже 66 лет). Нам очень нравится ходить на концерты, футбольные матчи и другие университетские мероприятия. И мы благодарим Бога за «бонусные» годы жизни, которыми он нас благословил!

Чтение Библии

Змей

Воскресенье, 13 июня

Библейское чтение: Рим. 5:12-15

В этом цикле мы рассмотрим библейские истории, связанные с животными. Начнем со страшной темы – про змея. В 3-й главе Книги Бытия сатана под видом змея-обольстителя внушает Еве сомнение, действительно ли Бог запретил вкушать «приятный на вид и пригодный в пищу» райский плод. Это непослушание Богу богословы называют первородным грехом, или грехопадением.

За самонадеянным эгоцентризмом всегда прячется сатана, в змеином ли обличии или в облачении существующей культуры. «Системное зло» постепенно проникает в нашу повседневность – в семьи, в организации, в страны – оставляя за собой неизгладимый след хаоса и страданий. Еще в детстве мы испытываем то, что Адам и Ева, объятые стыдом, испытали перед лицом Божьим – разряд Божественного электричества: «То, что тебе удобно было бы называть нормой, на самом деле, полная мерзость, не правда ли?»
Признание этого обмана делает нас способными принять Божью благодать. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). По словам Джорджа Фокса, «мы можем вернуться в рай Божий, пройдя сквозь пламенеющий меч херувима». Христос восторжествовал над грехом и смертью. Его Царство истины и любви непобедимо. Оно здесь и сейчас, и грядет в силе и славе.

Внемлем же голосу Христа: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). Эта заповедь наполняет такой радостью, которую ничто не может сокрушить. Хвалите Господа!

ГИМН: Крестом Христовым я хвалюсь

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Вспомните случай, когда вас обманом вовлекли в какую-нибудь сомнительную махинацию, но потом вы узнали, что это грех. Попросите Бога научить вас быть внимательнее к голосу Христа.

Саранча

Понедельник, 14 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Иоиль 2:2-3, 12-13

В прошлом году в Юте было нашествие саранчи – какого мы еще не видели. Она буквально уничтожала все зеленое на своем пути. Довольными остались только чайки. Бедствия приходят циклами. Я еще помню нашествие «мормонских кузнечиков» в Айдахо в годы моей юности. У пророка Иоиля нашествие саранчи – символ «дня Господня». Как ни иронично, но восьмая казнь египетская (Исх. 10) теперь угрожала Израилю. Библейский термин «день Господень» глубоко символичен: как в личной, так и в общественной жизни бывают моменты особой, переломной значимости. По-гречески, «kairos» означает «Божественное посещение», время испытания, когда Бог говорит: «Внимай словам Моим и ищи пути праведного». Для многих американцев недавний экономический спад стал сигналом к пробуждению, а для некоторых – поворотным моментом в жизни. Но как бы мы ни пострадали, прямо или косвенно, первый шаг к исцелению – это покаяние. В любых испытаниях, в любых бедах и тревогах, в любых неудачах, в любых ситуациях, когда мы или кто-то другой принимаем неверное решение, когда мы совершили сознательный грех или просто поддались чьему-то дурному влиянию, внимайте гласу пророка:

«Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (стихи 12-13).

ГИМН: Драгоценный Господь, Отец человеков

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Подумайте о переломных моментах в своей жизни. Как Бог укреплял вашу веру? Проходите ли вы тяжелое испытание прямо сейчас? Если да, то доверьтесь неизменной любви Господа и неотступно, в покаянии, ищите пути праведного.

Муравей

Вторник, 15 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Притчи 6:6-9

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (ст. 6)
Кто эти лежебоки, которых высмеивает мудрец? Бездельники, валяющиеся на диване и смотрящие бесконечные пошлые сериалы? Возможно. Но, может быть, речь идет о нас? Или обо мне?

Реформаторы Кальвин и Лютер делали акцент на «мандате сотворения», заповеди Божьей, данной после сотворения мира: трудись усердно, расходуй разумно, откладывай на будущее. Такова традиционная протестантская трудовая этика. Пуритане, со своей стороны, подчеркивали важность благоразумного жития, воздержания от излишеств, например, от кружевных воротничков, напудренных париков и тому подобного. Первые квакеры практиковали то, о чем проповедовал Лютер: призвание свыше – это не только призвание быть руководителем церкви, но и призвание «быть священником для других», через повседневный труд. Они, конечно, немного увлеклись, полагая, что неброская внешность (например, серые одеяния) способствует внутренней святости, а также – что проза более духовна, чем поэзия и музыка.

Но они хотя бы верили в то, что труд, направленный на удовлетворение базовых человеческих потребностей, служит ближнему гораздо лучше, чем накопление роскоши. Остается только гадать, каким образом экономика, почти целиком основанная на показушном и статусном потреблении, может опять обрести стабильность. Мы же молимся о том, чтобы наши руководители избрали верный путь. Одно мы можем делать сами: внушать молодежи мысль о том, что выбранная профессия – это призванию свыше, призвание от Бога. И тогда они найдут социальные и технологические решения. Они найдут золотую середину между скупостью и экстравагантностью. Они услышат увещевание Павла: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).

ГИМН: Время трудиться, ибо ночь грядет

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Поговорите с Богом о своей повседневной работе, не важно, платят вам за нее или вы делаете ее на добровольных началах. Спросите Бога, как можно через нее послужить своему ближнему.

Корова

Среда, 16 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Амос 4:1-2

Пророк Амос жил в Израиле и занимался разведением овец и выращиванием смокв. Подобно овцеводам моей юности в Айдахо, у него были свои предубеждения в отношении скота. В его тираде против грехов и пороков израильских мы обнаруживаем всестороннее знание животных и особенностей их выпаса на тучных пастбищах земли Васанской. Пророк-скотовод обрушивает беспощадные обличения в адрес женщин своего времени, которые, по его словам, притесняли бедных своим эгоцентричным и экстравагантным образом жизни.

Кому понравится, когда его назовут «жирной коровой»? Убежден, что к словам Амоса сразу же прислушались. Иногда, чтобы развеять туман греховного самодовольства, нужно выпалить истину так, чтобы туман как ветром сдуло. Конечно, поносить прекрасный пол такими словами не вежливо. Но взглянем правде в глаза: красивые женщины обладают большой властью и иногда пользуются ею в греховных целях, прибегая при этом к таким высотам обольщения, какие мужчинам-греховодникам и не снились. И результаты при этом не менее пагубны. В обществе «равных возможностей» женщины должны быть готовы принять пророческие обличения в адрес самодовольного эгоцентризма. В противном случае, их ждет Божья кара, или, как выразился скотовод Амос, их, как задиристых быков, поведут за кольца в ноздрях. Ой!

Амос возвещает горькую правду. Грех есть грех, совершается ли он простофилями и олухами или утонченными дамами и господами. Лучше услышать прямолинейную истину, чем грешить против Бога, предавшись убаюкивающим обольщениям комфорта и власти. Как и древний Израиль, мы должны прислушаться к пророку Амосу. Мне лично нравятся коровы. От них веет умиротворением. И я люблю йогурт и сыр. Но жизнь в расслаблении и неге чревата опасностями, например, такими, о которых предостерегает нас суровый старик-овцевод Амос.

ГИМН: Иисус зовет нас [из бури]

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Молитесь этой молитвой от всего сердца: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23)

Конь

Четверг, 17 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Откровение 19:11-16

В библейские времена конь был боевым транспортным средством, как и в последующие века, пока его не сменил механизированный транспорт, например, танки. В книге Иова боевой конь – символ мощи (38:19-25). В детстве, когда я жил на ферме, меня все время поражала сила наших коней, которые тащили за собой неподъемный груз и выполняли другие тяжелые работы. И все же псалмопевец знал, что, несмотря на всю свою мощь, «ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею» (Пс. 32:17). Исайя предостерегал Израиль от упования на военную силу и пренебрежения помощью Господней (31:1) – столь важный урок следует усвоить многим народам земли.

В 6-й главе Откровения кони выступают в качестве метафоры, подчеркивающей драматичность последнего времени. Белый конь – это символ победы, красный – войны, черный – голода, бледный – смерти. Все вместе они отражают до боли знакомый цикл греха и саморазрушения. Но обратите внимание на контраст в библейском тексте: победоносный белый конь – это Иисус, Слово Божье, чья сила символизирует справедливость и истину. (Это образ был подхвачен ковбойскими фильмами – по крайней мере, в них всегда есть герой в белой шляпе). Благословенные небом воинства с гласом радости и славословия провозглашают Иисуса Царем царствующих и Господом господствующих.

В годы юности у меня был конь по кличке Орел. Он был не таким многожильным, как тяжеловозы, таскающие за собой неподъемные грузы, но как же ему нравилось, когда я доставал седло и уздечку! Вместе мы скакали по пустыне, ветер дул нам в лицо, а наши ритмичные движения воздавали хвалу этой доброй земле и ее Создателю. Эта картина нравится мне больше, чем образ коня как боевой единицы, орудия победы, войны, голода и смерти. Мне нравится думать о том, что Иисус, восседающий на белом коне, ведет нас в Царство мира.

ГИМН: Все голоса хвалите могущество имени Христова

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Поразмышляйте о свидетельстве Вселенской Церкви, словом и делом возвещающей Евангелие «всем племенам, коленам, языкам и народам».

Осел

Пятница, 18 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Матфея 21:1-11

В библейские времена люди чаще всего передвигались на ослах – так же как сегодня на автомобилях. Осел всегда ассоциировался со служением. На осле Исаак был доставлен к месту жертвоприношения, где Авраам с честью выдержал испытание – к счастью для Исаака и для нас с вами. У Валаамовой ослицы оказалось больше чувствительности к голосу Бога, чем у ее упертого хозяина (Чис. 22). Авигея верхом на осле приехала на поклон к Давиду и впоследствии стала его женой. Осел доставил Марию в Вифлеем, сделавшись свидетелем рождения младенца Иисуса в хлеву. Этот же осел спустя какое-то время тихонько затрусил в Египет за верным Иосифом, который увозил жену и ребенка подальше от гнева Иродова. Через несколько месяцев он же возвратил свой драгоценный груз обратно в Иерусалим, проделав общий путь в 850 километров. Уверен, что он был рад оказаться дома после столь утомительного путешествия! (Его историю можно прочитать в моем стихотворении «Всмотритесь получше в младенца» (Look Closely at the Child)). Одному самарянскому ослу пришлось даже выступить в роли скорой помощи, когда он доставил в больницу избитого и ограбленного беднягу. Еще один осел привез Иисуса в Иерусалим во время его триумфального шествия, аккуратно обходя пальмовые ветви, которыми была устлана тропа в честь Спасителя. Никакая боевая лошадь не удостоилась бы такого парада!

Конечно, здесь есть свой урок, который мы, квакеры, должны всячески подчеркивать. Грузовик полный дров для бедного соседа – куда более подходящий символ христианского служения, чем бронетранспортер, начиненный гранатами. Как сказал автор Послания к Евреям, «старайтесь иметь мир со всеми и святость» (12:14) – какая сложная задача в мире, где народы буквально натравлены друг на друга, где «жирные коровы» утопают в своих гламурных пороках! Сесть на осла может означать для христианина самопожертвование и смерть, как свидетельствует вся история Церкви и нынешние гонения. Но во Христе распятие преодолевается воскресением, как в этой жизни, так и в грядущей.

ГИМН: В одиночестве ль Христос несет свой крест?

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Поразмышляйте о Христе как о примере святости и Господе. Молитесь о благодати, чтобы вам быть верными служителями, и, если необходимо, пострадать за правду и истину.

Левиафан

Суббота, 19 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Рим. 13:1-7; Деян. 5:25-32; 40-41

Фольклор изобилует легендами о мифических морских чудовищах. Существуют ли они на самом деле или это выдумка? Кто знает? Но пусть даже библейский левиафан это кит (Пс. 103:26), или морской крокодил или «Несси» – гораздо важнее, что это чудовище символизирует духовно. И здесь на помощь к нам приходит философ семнадцатого века Томас Гоббс. В своей книге «Левиафан» он уподобил морскому чудовищу государство – искусственного человека, созданного для достижения общего блага. О тирании народов нас предупреждали многие пророки. В древние времена символом зла была захватническая империя Вавилона. Исайя предрекает освобождение Израиля, когда Господь убьет «чудовище морское» (27:1). В Откровении о Вавилоне говорится как о великой блуднице, а Иоанн пророчествует об окончательном триумфе Царства Христова над ним. Ранние христиане подвергались гонениям со стороны Рима, который также называли Вавилоном.

Из истории мы знаем, как народы умерщвляли тысячи своих граждан, ближних, якобы ради политического блага. Что же, решение в анархии? Нет. Как гласит сегодняшний отрывок, власть – это дар от Бога, способность любить ближнего как самого себя. Обольщенные грехом народы пренебрегают волей Господней. Они воздвигают одну за другой Вавилонские башни. Но и они обречены. И наша страна тоже не защищена от этого зла. Как видно из истории пророка Ионы, иногда Бог посылает левиафана, чтобы вернуть разум непокорным верующим, которые предпочитают, чтобы ненавистные им люди были поглощены гневом Божьим, а не исцелены Его милостью. Вспомните о том, как некогда безбожные нации, благодаря закваске христианской истины, положили конец казням еретиков, преодолевали мракобесие и разоблачали мошенничество, прикрывавшееся маской религии. Слышите, как молится кит со дна морского: «Господь, Создатель неба и земли, этот человек мне не по нутру, он отравляет всю мою еду, и я не могу ни плыть, ни бить хвостом. Похоже, я не слишком подхожу для перевозки пророков. Я всего лишь морская тварь».

ГИМН: Боже отцов наших

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Молитесь за начальствующих – за президента, за конгресс, за штатные и местные органы власти, чтобы они поощряли добро, а не подрывали жизнь общества.

Ворон

Воскресенье, 20 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: 3 Цар. 17:1-7

«Власть портит» – мудрая пословица. Одна из причин молиться за власть имущих состоит в том, чтобы они не обольщались грехом и не ставили под удар общее благо. Когда-то давным-давно Бог послал пророка Илию, чтобы тот обличил царя Ахава. Ахаву это, мягко говоря, не понравилось. (Обличение господствующих может обойтись посланнику Божьему очень дорого. Диктаторы не выносят, когда им диктуют). Чтобы избежать плахи, Илия бежал в пустыню и скрылся в потаенном месте у ручья. Бог повелел ворону носить ему еду. Своим интересом к воронам я обязан жуткому, но необычайно звучному и убедительному стихотворению Эдгара По «Ворон», которое я прочитал еще в юности. В языческой мифологии ворон – образ демонических сил, однако в Библии он изображается как удивительно умная птица, которая служит человеку. Ворон помогал Ною отслеживать погодные условия после Потопа. В Песне Песней Соломона невеста воспевает черные как вороново перо волосы своего возлюбленного. У Иисуса ворон – образец доверия Богу: «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12:24).

Живя на побережье, мы подружились с близкими родственниками воронов – воронами. По утрам Ферн всегда приносила им корм и клала под сосну у нас во дворе. Но если она задерживалась, то вороны усаживались у кухонного окна, заглядывали к нам в дом и тихонько каркали. Вороны живут сообществами. Своим негромким карканьем они отгоняли крупных чаек, чтобы те не утащили их еду. А при появлении ястреба они поднимали тревогу, каркая во все свое воронье горло, и тут же отовсюду слетались их многочисленные сородичи, чтобы вместе изгнать захватчика. Прекрасный пример сотрудничества!

ГИМН: Доверие и послушание

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Просите Господа показать вам, когда следует проявлять благоразумие, а когда нужно смело провозглашать и отстаивать истину евангельскую. Полагайтесь на Господа в тяжелые времена.

Коза

Понедельник, 21 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Исайя 53:4-6

Всякий раз, когда мы оказываемся в сельской местности или на ярмарке штата, я всегда с удовольствием смотрю на коз. Они такие общительные! В отличие от свиней в соседнем загоне, козы очень рады нашей компании. Он привстают копытами на ограждение и просят, чтобы им почесали шерстку на голове. И как так получилось, что мы называем козлом отпущения человека, на которого складывают вину, или простофилю, который не в состоянии оплатить долг?

В последнее время поиск козлов отпущения стал стойко ассоциироваться со злостной пропагандой. Гитлер обвинял евреев во всех мыслимых бедах человечества, Ку-Клукс-Клан громил чернокожих за все, что было не так в обществе. Паранойя часто проявляет себя подобным образом. Что же касается самого термина «козел отпущения», то он берет начало в древнеиудейской обрядовой системе, хотя в те времена он имел совершенно другое значение. Каждый год в день очищения священник символически перекладывал грехи народа на козла, который затем изгонялся из общества и обрекался на гибель в пустынных местах. Так совершалось обрядовое очищение Израиля. Сам обряд подробно описан в Книге Левит, главе 16. Сегодня эта практика может показаться дикой. Но пророк Исайя правильно истолковал древний ритуал и с помощью его яркой символики показал искупительную благодать Мессии.

Да, Иисус и был истинным козлом отпущения – именно он подвергся насмешкам, издевкам, побоям и распятию от рук политических и религиозных вождей. Исайя усмотрел в древнем ритуале предвосхищение искупительного подвига Иисуса через яркий осязаемый образ: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (ст. 6).

Надо сказать, что козы чрезвычайно живучи в любых условиях, они едят почти все, и при этом прекрасно себя чувствуют, ничуть не беспокоясь о странных человеческих ритуалах и символическом употреблении их имени. О, если бы и мы научились, как козы, преодолевать трудные обстоятельства, оставаясь радостными и беззаботными!

ГИМН: Какого друга мы в Иисусе обрели

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Возрадуемся об удалении грехов наших, «как запад удален от востока» (Пс. 102:12).

Верблюд

Вторник, 22 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк. 18:18-26

В древние времена верблюд был кораблем пустыни и выполнял функцию современного грузовика – перевозил людей и товары через бескрайние пустыни. Как-то раз усталый путник из Хеврона, преодолев расстояние в сотни миль, попросил красивую девицу из Харана дать ему напиться из ее кувшина – а та пришла к колодцу напоить отцовских верблюдов. Так началась одна из самых романтических историй в Библии. Девица со смирением повиновалась, а потом напоила и его верблюдов. Потрясенная богатым подарком чужеземца – золотые браслеты и кольцо в нос (да-да!) – Ревекка пригласила его погостить в доме своего отца. Этим путником оказался слуга овдовевшего старика Авраама, который по повелению своего господина отправился на родину патриарха, чтобы среди его родственников найти невесту для Исаака. Оба семьи согласились, что эта встреча – ответ на молитву. Была объявлена помолвка, и невеста с женихом всем сердцем полюбили друг друга (Быт. 24). Колодцы могут быть очень даже романтическим местом, если возлюбленных привел туда Божий Промысел.

Верблюды сыграли свою роль и в романтической истории любви между Соломоном и царицей Савской. Но это не такая интересная история (3 Цар. 10). В детстве верблюд ассоциировался у меня с пачкой сигарет. Картинка казалась очень экзотичной. Как сейчас помню рекламный лозунг: «Отдам полцарства за верблюда».

Чтобы правильно понять слова Иисуса, обращенные к богатому юноше, забудьте теории о низких воротах. Перед нами гипербола – с глубоким смыслом: безумие думать, будто богатство и статус могут дать человеку спасение; это так же невозможно, как верблюду пройти сквозь игольное ушко. (Так же невозможно, как вынуть соринку из глаза брата, когда в твоем глазу – бревно!) Абсурдность такой мысли бьет в самое яблочко. Заслужить спасение невозможно. Его можно только принять, в подарок. Усвоим же этот урок лучше, чем это сделал богатый юноша.

ГИМН: Удивительная благодать

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Поговорите с Богом о том, как верно и благоразумно распоряжаться своим имуществом, чтобы оно не стало препятствием для вашего спасения.

Вол

Среда, 23 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: 1 Кор. 9:9-10; 1 Тим. 5:17-18

Если осел в библейские времена был подобен современному автомобилю, то вол был трактором. Эти многожильные тягачи служили человеку верой и правдой многие тысячелетия. Часто волов запрягали в упряжки по двое, и те волокли за собой тяжелый плуг, помогая человеку добывать хлеб насущный. В древнем Израиле волов использовали для обмолота зерна. От хозяев требовалось относиться к волам заботливо и позволять им съедать часть добываемого урожая, пока они топтали или волочили что-то по колосьям (Втор. 25:4). А в Законе Моисеевом была заповедь о субботнем отдыхе для волов.

В Писании апостол Павел уподобляет христианских служителей, старейшин и пресвитеров, волам и призывает церкви обеспечивать им достойное содержание. Какая прекрасная иллюстрация духа служения, в котором Христос велит нам пребывать! Аналогия в том, что окормление душ человеческих Евангелием – дело трудное. И какой же добросовестной должна быть Церковь, чтобы восполнять как материальные, так и духовные потребности своих служителей! «Туп как бык» – неуместное прозвище для работяг, трактористов и пасторов. Работа Божья среди народа Божьего требует огромных усилий – по подготовке почвы для Сеятеля и отделении зерна от мякины. В китайском календаре год быка символизирует упорство и верность в отстаивании истины. Не будем же забывать об оказании должной чести служителям Евангелия, памятуя о том, как наш Спаситель освятил роль служителя омовением ног учеников.

ГИМН: Трудитесь, ибо ночь близка

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: «Я видел поля, побелевшие для жатвы, но не было трудящихся на них», – сетовал Джордж Фокс. Как это печально – и тогда и сейчас! Молитесь за старейшин и пресвитеров вашей церкви, за их нелегкое служение в обществе, где царствует безразличие.

Орел

Вторник, 24 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Исайя 40:30-31

Когда гордыня лишает вас способности мыслить трезво и вам требуется смирение, самое время взглянуть на орлов. Какой полет! Какая легкость и грация! Несколько мощных взмахов, а потом – долгое скольжение по небу с изящными виражами. Вот уже он заметил своим острым глазом зазевавшегося кролика, жующего травку. Стремительное пике, ловкое приземление, выпущенные когти, и… завтрак готов!

Обращая к Иову свой риторический вопрос, Бог вопрошает: «По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?» Творение Божье учит нас признавать свои ограничения через множество примеров. Орел – один из них. Какой ребенок не завидует птицам и их умению летать? Чувствуя себя неуклюжими по сравнению с орлами или гимнастами (а для нас, пожилых людей – по сравнению с резвящейся школьной детворой), мы можем либо терзаться от того, что мы не такие, как они, либо радоваться чьему-то проворству и ловкости. Вид парящего орла помогает нам полагаться на силу Божью (не свою) во времена испытаний. В Откровении церковь представлена в образе жены; она получает крылья орла, чтобы скрыться в пустыне (12:14). Орел – одно из четырех символических животных Откровения, воспевающих славу Божью (глава 4). Орел – образ совершенства, образ добра, истины и красоты.

Красота не только в глазах смотрящего. Творение Божье – идеальное воплощение красоты, от цветочных лепестков до парящего орла и далеких галактик. Любое истинное произведение искусства, любое подлинное художественное творчество вдохновляется этим идеальным образом. Какая радость – знать о том, что, уповая на Господа, мы можем парить духом, независимо от возраста и тяжести выпавших на нашу долю испытаний.

ГИМН: Краса земная

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Хвалите Господа за чудеса творения, которые смиряют нас, восстанавливают наши силы, а иногда и возносят в восторге на седьмое небо. Подумайте о том, что на небесах мы, возможно, будем парить как орлы.

Лев

Пятница, 25 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Откровение 5:1-5

Лев символизирует собой силу. Но иногда в Писании царь зверей ассоциируется со злом. Нечестивый «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного» (Пс. 9). Иезекииль сетовал на то, что египетский фараон как «лев между народами» (32:2), а пророк Софония называл князей народа «рыкающими львами» (3:3). В Притч. 28:15 нечестивый правитель уподобляется рыкающему льву, устрашающему бедного и немощного – яркий контраст с первым стихом, где праведный «смел как лев».

Бог являет нам свою искупительную силу. Он затворил пасти львам, к которым был брошен пророк Даниил. На заре апостольской эры Бог пришел на защиту Павла, избавив его от «львиных челюстей», чтобы тот укрепился и продолжал благовествовать язычникам (2 Тим. 4:17). Пророк Амос уподобляет глас Господень львиному рыку – кто не убоится? (3:8). На выразительном полотне Эдварда Хикса «Мирное царство» изображен молодой лев, спокойно сидящий рядом с теленком.

В 4-й главе Откровения лев – один из четырех символических животных. Сила, очищенная от порока, воспевает: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель». С ним поет и вол, символически изображающий труд, и животное с человеческим лицом – образ разума, и орел представляющий собой эстетическое совершенство. Иисус Христос, «Лев из колена Иудина», наполняет наше существование смыслом – он открывает свиток. Лев оказывается одновременно и Агнцем – яркая метафора, основанная на противопоставлении.

ГИМН: Все да восхвалят могущество имени Иисуса!

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: Молитесь за тех, кто влияет на вашу жизнь, и за тех, кто находится в вашей власти – физически, культурно или интеллектуально. Молитесь за политических, общественных и религиозных лидеров, чтобы они вдохновлялись видением Царства Божьего

Агнец

Суббота, 26 июня

БИБЛЕЙСКОЕ ЧТЕНИЕ: Откровение 5:6-10

Лев одновременно является Агнцем – этой мыслью мы закончили вчерашнее чтение. Могущество, выраженное в предельной жертве. В этом и состоит проповедь креста. Как гласит наш сегодняшний текст, в ликующей песне прославляется смерть Иисуса Христа, который искупил нас «из всякого колена и языка, и народа и племени» (ст. 9).
В истории Израиля самым излюбленным жертвенным животным всегда был агнец. Он был принесен в жертву вместо Исаака, когда Бог подверг испытанию веру Авраама. В этом библейском эпизоде налагается строжайший запрет на человеческие жертвоприношения, которыми грешили древние цивилизации. А одновременно, по аналогии, осуждается и принесение детей в жертву современных идолам богатства и славы. (Отец моей жены Ферн, ветеран 1-й мировой, говорил: «Если бы старикам нужно было воевать, они нашли бы другой способ решить проблему»). На вопрос: «Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?» (Мих. 6:7) пророки однозначно отвечали «нет».

Бог усмотрел себе жертву – Иисуса; Лев-Агнец дарует нам силу, чтобы мы жили как братья и сестры в едином человечеством сообществе. Эту наглядную истину Иисус продемонстрировал, заключив в своих крепких объятьях пришедших к нему детей.
Я помню из далекого детства картину, висевшую у нас дома на стене – Иисус, обнимающий маленьких детей. В воскресной школе мы пели: «Любит Иисус маленьких деток… и красных, и желтых, и черных, и белых. Все ему дороги мы». Сколько же потребуется человечеству, чтобы осознать эту важную истину. Древний змий повержен, как гласит Писание: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откр. 12:11).

ГИМН: Как могущественна кровь Христова!

РАЗМЫШЛЕНИЕ В МОЛИТВЕ: С молитвой подумайте о том, насколько действенно ваше «слово свидетельства», и как вы могли бы помочь людям познать всю полноту искупительной силы Иисуса в их жизни.

Поделиться: