Уильям Пенн: Человеческие отношения

Гордый человек никак не насытится сам собой, и с ним тяжело общаться, – он категоричен и любит контролировать. С теми, кто ему сопротивляется, он презрителен и воинственен, и, вдруг, оказывается трусливым; но с теми, кто ему сдастся, он жесток! Гордыня разрушает природу отношений; она обращает любовь в страх, и делает из жены служанку, а из детей и слуг – рабов. Гордый человек бывает также плохим соседом, ведь он – враг гостеприимству; он презрительно воспринимает доброту, поскольку сам никогда не проявит ее и не вызывает мысли о том, что нуждается в ней. Он ценит другого человека, как мы ценим скот, – только лишь за приносимую им пользу; и если бы он мог, то использовал бы людей, как скотину; но не в состоянии делать это из-за неравенства сил.

Но гордый человек у власти весьма разрушителен, поскольку его гордыня становится опаснее из-за его величия, превращаясь из амбиций простого человека в свойства тирана в нем. Обладающие таким характером не видят ничего дурного в том, что делают; нет, они скорее погибнут через свое упорство, нежели, признавшись в несостоятельности, утратят репутацию более сведущих среди своих подчиненных, хотя возможно поступать благоразумно. И, поистине, такова бывает расплата гордых великих людей за несчастья, навлекаемые ими на мир, – что рано или поздно, вопреки собственным интересам, они следуют тому или другому недостойному побуждению, и это почти всегда их уничтожает. Таков конец, уготованный гордыней гордым людям, и разрушение, которое она на них навлекает после того, как накажет других через них.

Но прежде всего, гордыня нетерпима в человеческих религиозных притязаниях. Ведь что общего у гордыни с осуждающей ее религией? Или у амбиций со служителями, чья обязанность – смирение? Но, увы, когда происходит все безумное и противоречащее религии, тогда наличествует гордыня! Какие печали она может утолить, какому разочарованию может помочь или какой вред устранить? Она не спасает от бед; болезнь увечит, боль уродует, а смерть заканчивает материю гордого человека. В шесть футов холодной земли заключаются его великие мысли.

"Высадка Уильяма Пенна". Художник Жан Леон Жером Феррис. 1920. Для статьи "Человеческие отношения"

«Высадка Уильяма Пенна». Художник Жан Леон Жером Феррис. 1920

Из памфлета «Без креста нет короны» (No Cross, No Crown), 1669 год

Поделиться:


Похожие темы:

  • Что означает «Держать в Свете?»Что означает «Держать в Свете?» Часто во время молитвенных собраний, на которых мы делимся радостями и печалями, нас просят «держать кого-либо в Свете». Это старое квакерское выражение может для разных людей иметь разный […]
  • Уильям Пенн и его «святой эксперимент»Уильям Пенн и его «святой эксперимент» В 1681 году указом английского короля Уильяму Пенну (1644-1718) была передана в полное частное владение вся Пенсильвания, включавшая в то время и территорию нынешнего американского штата […]
  • Вера освобождения: беседа о деколонизацииВера освобождения: беседа о деколонизации Введение от Люси Дункан, директора по квакерским связям Американского комитета Друзей на службе обществу (АКДСО): Мы с раввином Брантом Розеном, директором северо-западного региона […]
  • Эссе о сегодняшнем и будущем мире Европы // Уильям ПеннЭссе о сегодняшнем и будущем мире Европы // Уильям Пенн В опубликованном в 1693 году Эссе о сегодняшнем и будущем мире Европы, посредством учреждения европейской системы, парламента или государства, Уильям Пенн предугадал конституционные […]

Добавить комментарий