Почему квакеры – пацифисты?

В ролике «Почему квакеры – пацифисты?» известный гражданский активист Джордж Лейки из США рассказывает об истории пацифистских взглядов у квакеров, об эффективности ненасильственной борьбы в настоящем и о том, что делает его оптимистом при взгляде в будущее.

Это короткое видео из проекта QuakerSpeak американского квакерского журнала Friends Journal («Журнал Друзей»), регулярных коротких видео на духовные и социальные темы. Фильм с русскими субтитрами. Они появятся, если в нижнем правом углу экрана ютьюба нажать на значок «субтитры» и выбрать русский язык.

Текст видео

Фокс сказал, что мы не сражаемся при помощи внешнего оружия. Мы считаем, Христос не станет просить нас использовать внешнее оружие. Мы не понимаем, когда Святой Дух сначала говорит нам: «Будь миролюбивыми», а через миг: «Идите и убивайте людей».

Мы не понимаем, что это за Дух. Дух, который мы признаем, однозначен, он не желает, чтобы мы прибегали к внешнему оружию.

Я Джордж Лейки, квакер из Филадельфии.

Прямо сейчас происходит изменение парадигмы. Я не знал, стану ли очевидцем этого, поскольку парадигма, провозглашающая «Когда дело доходит до драки, ты должен прибегать к насилию» является очень крепкой, и так продолжается десятки тысяч лет. Это выглядит таким же очевидным, как и давняя парадигма о том, что земля плоская. Все знают, что земля плоская, не так ли? Было такое, но не сейчас. Но как же крепко укоренилась парадигма о том, что если мы хотим оказать реальное влияние и совершить вмешательство в гуманных целях или добиться чего-либо другого, то необходимо прибегать к насилию. «Сталкиваясь с трудностями, мы должны быть жестокими». Однако сейчас все изменяется.

Квакеры поняли это 350 лет назад, потому что это естественное чувство, если дух внутри тебя говорит: «Любите людей и поступайте правильно. Создайте такие условия, при которых легче поступать правильно, и прекратите притеснять друг друга». По сути, квакеры действуют посредством ненасильственной борьбы. Борьбы, напоминаю вам. Не каждый рассуждает таким образом. Некоторые говорят «Духовность означает, что я должен избегать борьбы». Но что касается ранних квакеров, Дух хотел, чтоб мы шли и боролись. Поэтому квакеры частенько ввязывались в драки.

Квакеры, к примеру, ходили в церковь, и после того, как священник заканчивал проповедь, с которой они были не согласны, они вставали и спорили со священником, даже если была велика вероятность того, что их схватят прихожане, выволокут из церкви и изобьют на улице. Но они часто поступали так. Это пример ненасильственной борьбы. Потому что: «Да, мы ведем войну с помощью внутреннего оружия». И они даже называли себя людьми, которые ведут войну Агнца. Они вели войну Агнца. Вот что было оружием квакеров XVII века, они сражались с помощью ненасильственных средств.

Появилась новая научая работа [«Почему гражданское сопротивление действенно»,  авторы Эрика Ченовет и Мария Стефан (.pdf, на англ.яз.)], написанная авторитетными учеными-политологами. Эта книга делает им большую честь.

Она описывает способы, которые политологи, ярые реалисты, управленцы, воспринимают достаточно серьезно, так как книга описывает более 300 примеров борьбы, в которых речь идет о смене режима: свержение правительства, или выход из-под власти империи, или освобождение от оккупации – много примеров. В этой книге, они доказывают, что движения, которые выбрали ненасильственные средства, были в два раза эффективнее тех, что выбрали насильственные способы.

Это интересный факт для прагматиков. Это чрезвычайно важно. То есть это не только рассмотрение того, как египтяне свергли Мубарака, или того, как тунисцы свергли своего диктатора, или других событий последних лет, которые мы наблюдали. Это еще и научное исследование, которое очень важно с точки зрения формирования идеи, опирающейсяна принцип ненасильственной борьбы.

То, что Земля плоская, – это просто вера. Вы не можете предъявлять претензии к людям за их веру в то, что Земля плоская. В определенный исторический период все знали, что Земля плоская. В данный исторический период большинство людей считают, что насилие является единственным способом решения проблем. Тем не менее, меня воодушевляет то, что был совершен достаточно мощный провыв для появления чего-то нового. И, возможно, некий отважный человек, наблюдающий за этим, решит открыть для себя новые возможности.

2014