Мое понимание веры

Как и многие другие ответственные искатели ответа на вопрос «Что такое вера?» я читала большинство современных авторов-атеистов (Сэма Харриса, Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса и давным-давно, в 1957 году, Бертрана Рассела), которые критикуют и даже атакуют системы взглядов обычных христиан. Если говорить о своих собственных религиозных представлениях, я в основном согласна с их выводами. Себя я называю пост-христианином и пост-теистом.

Но насколько очевиден вывод, что христианство в принципе неприемлемо для кого бы то ни было? Тот факт, что религиозные системы включают в себя существенную долю мистической составляющей и мифологии, не опровергает их полезность в сложном мире. Религиозная вера распространилась по всем культурам потому, что с эволюционной точки зрения она имеет очевидную ценность для выживания. Во все времена человеческая жизнь была сопряжена с опасностями и часто проходила в довольно пугающих условиях. Религия же часто помогала ослабить этот страх, вселяла уверенность, укрепляла мужество и защищала от отчаяния. Так что не спешите критиковать её!

Проведение анализа поступков полезно для понимания динамики убеждений. Основатель этой техники Эрик Берн и его последователи утверждают, что все люди несут в себе эмоциональные состояния ребенка, родителя и взрослого и переключаются между ними по мере изменения обстоятельств. Состояние «ребенок» включает в себя два настроения: «в порядке» и «не в порядке», «родитель» может заботиться или наказывать; «взрослый» старается придерживается прежде всего правил рационального, разумного поведения и мышления.

В примитивном мире или обществе, так же как в неблагополучных и плохо образованных сообществах нашей собственной эпохи, можно найти много причин бояться, что будет заставлять человека чувствовать себя плохо в соответствии с представлениями «ребенка». Даже самые привилегированные из нас часто чувствуют себя довольно некомфортно, думая о себе или о нашем мире в целом.

Чтобы изменить это испуганное или беспомощное состояние ума, человек инстинктивно ищет заботливого «родителя» (или, возможно, компетентного «взрослого»). «Взрослый» с плохим мышлением, у которого нет реального отца, может искать другой «родительский» источник уверенности. Христианский Бог – это парадигматический отец. Как и другие отцы, Он, как полагают, воспитывает так много времени, что Его терпят, когда Он «наказывает», объясняя таким образом, ситуации, «когда плохие вещи случаются с хорошими людьми». У него есть сила, которой не достает «ребенку» с проблемами.

Для изменения ужасного состояния ума не имеет значения, реален ли отец, родительская фигура или нет. Имеет значение только то, что страдающий человек сможет выйти из режима беспомощности, когда он явно находится не в порядке и сможет продолжать нормально жить. Религиозное мышление, является ли оно мистическим или нет, эффективно функционировало таким образом для миллионов людей на протяжении всей истории человечества и продолжает так действовать сегодня. Я надеюсь, что, несмотря на мое собственное неверие, оно придет мне на помощь, если мне это когда-нибудь понадобится. К слову, у меня есть, на всякий случай, несколько «волшебных камешков» и талисманов! Они помогут перевести меня из состояния «не в порядке» «ребенка» в режим «взрослого», когда такое изменение мне будет необходимо.

Вместе с образованными и привилегированными Сэмами, Ричардами и Кристоферами, которые пишут эти пост-научные книги, я большую часть времени имею доступ к компетентному «взрослому» состоянию ума и могу находить «взрослые» ресурсы для познания – среди своих знакомых и в моей библиотеке (например, в моей коллекции есть книги Мартина Бубера, Эриха Фромма, Гален Гингерих и Дэвида Боултона). Но при этом, как квакер, я не испытываю соблазна смотреть на других как на «детей», у которых что-то «не в порядке», и не хочу проявлять к ним отношение с позиции «наказывающего родителя».

Помимо веры, осознание принадлежности к группе также имеет решающее значение для благополучия большинства людей и их комфортного самоощущения. Каково мое племя? Как мне в него вписаться?

Почти каждый человек ищет сообщество, к которому хотелось бы принадлежать. Некоторые будут придерживаться группы, которая ненавидит и причиняет боль другим людям; таких людей следует убедить изменить своё мышление. Мое собственное племя, непрограммированные квакеры, позволяет всем идти своим путем, уважаемым и безопасным. Пребывая главным образом во «взрослом» режиме, квакеры позволили и мне идти своим пост-христианским и пост-теистическим путем. За что я им очень благодарна.

Элизабет Бордман

2018

(Источник)

Поделиться: