Крейг Барнетт: Мнимый теист

Недавно на собрании одного из квакерских комитетов нашу группу попросили разделиться на две части: на «теистов» и «не-теистов». Наряду с еще одним Другом, я почувствовал нежелание участвовать в этом упражнении по причине дискомфорта, связанного с использованием обоих этих понятий.

Мне кажется, что наша дискуссия о религиозном языке квакеров в последние годы пошла не совсем верным путем, став совершенно бессмысленной. Нам необязательно устраивать дебаты на тему различий между «теистами» и «не-теистами», если мы действительно хотим понимать ощущения друг друга, отмечая индивидуальные особенности, и молиться вместе.

Я убежден, что проводить такое различие, является в корне неверным шагом. Кажется, оно основано на предположении, что кто-либо, использующий слово «Бог» – это так называемый «теист», т.е. тот, кто имеет определенный набор теологических убеждений. Из этого же предположения вытекает, что тот, у кого таких убеждений нет, должен считаться «не-теистом». Все это прямо ведет к попыткам классифицировать всех как «наших» и «других», и даже к возникновению духа конкуренции, который делит нас на две противоположные стороны. В настоящее время употребление слова «Бог» в квакерских протокольных записях и публикациях стало носить полемичный характер, потому что его использование считается привилегией «теистов» и исключает «не-теистов». Мы опустились до того, что, в худших традициях религиозной раздробленности, подозреваем друг друга в неподобающем употреблении слова.

Теизм – это академический термин, используемый при сравнительном исследовании религии. Согласно «Оксфордскому словарю», он означает «убеждение в существовании бога или богов, в частности, творца, управляющего вселенной». Важно, что понятие теизма используется также при классификации определенный убеждений и учений; это вовсе не то слово, которое люди должны употреблять применительно к себе. Другими словами, название «квакеры-теисты» является выдуманным. Это обозначение применяется, почти всегда искажая наше собственное мировоззрение и неверно трактуя самоощущение других людей.

Вероятно так видит Бога теистБольшинство квакеров, использующих слово «Бог» не имеют в виду «старика в облаках» или всемогущего и всезнающего сверхъестественного Бога из ранней теологии. Либеральное квакерство унаследовало от более мистической религиозной традиции представление о духовной сущности как о чем-то, в конечном счете таинственном и непознаваемом. Эта традиция обычно использует слово «Бог» не как название какой-то внешней «сущности», а как указатель, показывающий нашему ощущению направление в сторону духовной составляющей действительности.

Религиозная лексика в этой традиции не используется в целях создания догматичных интеллектуальных утверждений; здесь присутствует гораздо большее, скорее похожее на поэзию. Поэтический, иносказательный язык веры оставляет огромное количество возможностей для гибких и разнообразных интерпретаций. Некоторые Друзья используют слово «Бог» для описания их личных ощущений духовной встречи или озарения, чувства ведомости, направления кем-то. Другими оно употребляется с целью описать их чувство трепета от загадок бытия, от взаимосвязанности всего на свете или от глубины и священности личных отношений. Остальные квакеры могут иметь похожие ощущения, используя при этом совершенно другие слова для описания этих переживаний.

Для одних людей слово «Бог» имеет так много неприятных ассоциаций с авторитарными или догматичными религиями, что его употребление для них, безусловно, лишено смысла. Для других же это наиболее подходящее слово для выражения своих собственных ощущений и их неразрывности с традиционной квакерской духовностью или другими религиозными течениями. Здесь нет единственно верного определения; это лишь вопрос истории и личных чувств каждого, которые могут меняться со временем, в зависимости от полученного опыта.

Мое собственное отношение к духовной составляющей нашей действительности формировалось под влиянием людей, приверженных разным традициям, которые жили с чувством сострадания, будучи при этом самоотверженными и бесстрашными. Многие из них называли «Бога» источником своей жизни, и я счастлив использовать то же самое слово для духовного познания действительности, существующей в пределах моего собственного мироощущения. Делает ли меня так называемым «теистом» то, что я подписываюсь под этим перечнем абстрактных интеллектуальных убеждений, которые в действительности совершенно бессмысленны для меня?

Христианский мистик (весьма неординарных взглядов) Симона Вейль писала, что у Бога есть «личная и безличная сторона» и «атеист может просто быть тем, у кого вера и любовь сосредоточены на безличной стороне Господа» (Письмо клирику, 1951). Это говорит о том, что возможно различное понимание духовной действительности, что у нее могут быть разные «лица», которые, в свою очередь, могут быть более ярко выраженными для отдельных людей в отдельное время и подчеркнуты отдельными традициями. Такое понимание не требует от нас разделения на два лагеря по признаку наличия или отсутствия веры в существование личностного Бога. Точно так же физики научились принимать свет, не являющийся ни волной, ни частицей, за явление, имеющее свойства волн или частиц, в зависимости от того, как оно наблюдается. Нет никаких причин ожидать того, что духовная действительность окажется в этом плане проще, чем вещество или энергия.

Несомненно, мы можем использовать богатство религиозного языка для общения друг с другом и остальным миром, не пытаясь устранить использование какого-либо определенного слова и не настаивая, наоборот, на его употреблении. Вместо того, чтобы помечать «других» или «наших», называя их «теистами» или «не-теистами», не лучше ли послушать слова о тех ощущениях и чувствах, которые мы все переживаем? Можем ли мы вместо того, чтобы считать любое употребление слова «Бог» в квакерской литературе предполагающим определенный набор теологических убеждений, принять его как просто одно слово среди многих других, слово, которое используется Друзьями в самых разных смыслах и допускает самые различные интерпретации?

Декабрь, 2014

Источник: transitionquaker.blogspot.ru