Либертарианство и квакерство

Я попытаюсь не превратить свою заметку в урок истории, что будет непросто, учитывая мою любовь к этой дисциплине. Ограничусь лишь небольшой исторической справкой, чтобы читатель смог оценить глубокую связь между возникновением либертарианства и квакерства. Мюррей Ротбард смог, как никто другой, связать современную либертарианскую мысль с идеями плеяды исторических фигур прошлого, однако на мой взгляд либертарианство стало формироваться под влиянием английских авторов конца XVII – начала XVIII веков. Я убежден, что именно в тот исторический момент в Англии желание свободы вспыхнуло из-за перегибов тирании Кромвеля и «круглоголовых». Распространение квакерства в Англии и американских колониях, проходившее в то же самое время, также было реакцией на тиранию со стороны религиозного крыла «круглоголовых» – пуритан. Пуританство в своем конечном изводе было сочетанием религиозного, государственного и социального угнетения, а квакерство было примером религиозной и социальной терпимости, и его логичным политическим выражением является принцип не-агрессии – одна из основ либертарианства.

Чем глубже Англия и колонии погружались в тиранию пуританства, тем больше сторонников свободы влекли идеи квакерства и либертарианства. И как зло порождает больше зла, так и государство порождает лишь больше государства – пуритане были отстранены от власти восстановленной монархией и своим же парламентом, подстрекаемым кромвелевской «армией нового образца». Случившееся лишь укрепило свободомыслящих индивидов в своих позициях. Либертарианство и квакерство стали радикальной реакцией на угнетение. Тут, думаю, важно пояснить – если вас никто не угнетает, и вы вольны следовать по своему пути, не оглядываясь на религиозные, общественные или политические ограничения, вы обычно не задумывайтесь над важностью свободы. Она как воздух. Пока вы дышите, вы редко о нем задумываетесь. При этом стоит кому-либо перекрыть вам кислород, вы мгновенно осознаете его важность и отреагируете соответственно. Поражение англичан в колониях одновременно привело к ослаблению пут и смягчению антигосударственной риторики. Либертарианство в западном полушарии стало напоминать старика Рип ван Винкля, отхлебнувшего из кувшина самодовольства и прикорнувшего в тени. Только что сформированное американское правительство было, если можно так выразиться, «своим парнем». И чем больше становилось доступной земли, тем легче любому угнетенному государством было переселиться подальше от него вглубь континента.

Квакерство при этом не могло освободиться от удавки господствующих религиозных идеологем. Пока «добрые праведные жители» Новой Англии отказывали аборигенам в правах собственности, определяли женщин как граждан второго сорта и мирились с рабовладением, квакеры обличали лицемерие и провозглашали всех людей равными и обладающими непреложными правами, которыми наделил их Создатель. Как и либертарианцы, квакеры добились определенных успехов и впоследствии стали менее влиятельными в Америке. При этом квакерские требования, в отличие от либертарианских, не остались в стороне. С ними поступили куда более подло. Государство притворно согласилось защищать коренные народы при помощи резерваций и подачек: «освободить» рабов в сочетании с рьяным запретом любого сепаратизма и «расширить права женщин» за счет уничтожения экономики, повлекшее необходимость работать обоим родителям.

Теперь предлагаю отвлечься от истории и определиться с двумя терминами, к которым я обращаюсь с такой неосторожной беспечностью. Что значит быть либертарианцем? А квакером? Среднего американца любое из этих слов приведет в мгновенное замешательство. Каждое из них вызовет в американской памяти мутный образ, сотканный государственными марионетками из Голливуда, школ и медиа. Два термина несут с собой багаж чуждых ассоциаций, что позволяет их систематически дискредитировать. Для лучшего понимания позвольте мне пояснить, кем квакеры и либертарианцы не являются.

Квакеры:

  • Не амиши и не меннониты.
  • Не сторонятся современных изобретений, таких как электричество или зажигалки.
  • Не передвигаются на каретах.
  • Мужчины не обязаны отпускать бороду, а женщины не обязаны одеваться по моде 1800 года.
  • Если вы пройдете мимо квакера в торговом центре, вы этого не поймете.

Думаю, стоит повторить, что квакеры не амиши и не меннониты.

И ещё раз – не амиши и не меннониты. С этим разобрались?

Либертарианцы:

  • Не травокуры.
  • Не поддерживают курение травы.
  • Не хотят, чтобы ваши дети курили траву.

Улавливаете связь?

  • Не считают, что люди должны делать «всё что захочется».
  • Не «либералы в одном вопросе и консерваторы в другом» – либертарианство последовательно.
  • Не выступают за интересы бизнеса и корпораций.
  • Не выступают против интересов бизнеса и корпораций.
  • Не выступают против Федеральной резервной системы.
  • Не выступают за золотой стандарт.

Когда человек пытается понять политические взгляды собеседника, обычно он задает вопрос с формулировкой «Ты поддерживаешь регулирование A?» или «Ты считаешь Б хорошим законом?». У вас никогда не получится понять либертарианство путем подобных вопросов, т.к. либертарианство не является политической позицией. Философия либертарианства строится на довольно ограниченном наборе принципов, и чем более полно индивид им следует, тем более последовательным либертарианцем он считается.

Каждый индивид по факту своего рождения владеет собственностью. Собственностью считается его собственная жизнь, и она не принадлежит никому другому. Также он может владеть другими благами, полученными благодаря обмену, дару или присвоению ранее бесхозной собственности.

Индивид может защищать свою собственность, однако никакой иной человек или группа не может справедливо совершить акт агрессии в отношении собственности другого индивида. Люди отвечают за свои действия и не могут нести ответственность за действия других. Такова простота и изящество либертарианской философии. Либертарианцы отвергают воровство, агрессию и ложь и чтут права собственности, мир и ответственность.

Давным-давно был Некто, обучавший нас подобной философии. Он применял другие слова, однако смысл его учения был тем же. Он произносил фразы вроде «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». И наставлял нас о ничтожности красивых костюмов, званий и земных полномочий в глазах Бога, и что мы тоже не должны придавать важности подобным вещам. Таким образом, либертарианство является последовательной политической реализацией квакерства. Обе философии содержат в своей основе отказ от инициации насилия и утверждают одинаковое уважение к людям, подразумевая невозможность рабского подчинения одного человека другому.

В давние времена квакеры получали несколько ударов плетью за отказ снять шляпу и поклониться перед государственными сановниками. Их сопровождали скандалы из-за несогласия присягать тем, кто искал обожествления в титулах Лорда, Правителя или Епископа. Квакеры шли дальше и отказывались от возвышающих титулов и не обращались, используя их, к другим людям. Они не считали себя обязанными посещать службы или платить деньги на содержание зданий, где одни люди стояли за кафедрами и снисходили до прихожан. Их практики крайне раздражали любителей одеваться в дурацкие костюмы и обращаться друг к другу со смешными титулами.

Как это ни странно, попытка понять квакерство через вопросы наподобие «Ты разделяешь доктрину А?» или «Верят ли квакеры в Б?» почти никогда не приводит к удовлетворительному результату. Квакеры очень разнятся в своих индивидуальных убеждениях. Некоторые твердо следуют определенной версии Библии, другие обладают менее определенными взглядами. Квакеров объединяет не определенные трактовки их богословия, но их действия. Сродни принципу отказа от инициации насилия у либертарианцев, квакеры следуют «свидетельствам».

Примерный список свидетельств выглядит так:

  • Мир
  • Равенство
  • Честность (или Правда)
  • Простота
  • Солидарность (или Поддержка)

Итак, свидетельство о мире означает отказ от агрессии. Многие квакеры следуют свидетельству мира вплоть до отказа от самозащиты, однако не все квакеры пацифисты. Свидетельство о честности подразумевает отказ от лжи. Порой это приводит к определенной путанице на судебных заседаниях, когда квакеры отказываются клясться в правдивости своих слов. Квакеры считают, что сам факт их показаний на суде свидетельствует об их честности, а повторение магических формул с поднятием и возложением руки на какой-то объект подразумевает, что без этих ритуалов ложь все-таки допустима. Свидетельства квакеров не просто слова или догмы, но повседневные действия индивида.

К этому моменту, если я все сделал правильно, вы должны понять, почему я считаю квакерство естественным приложением либертарианских принципов к теологии, а либертарианство естественным приложением квакерских свидетельств к политике. Вы можете со мной не соглашаться, однако я не собираюсь вас принуждать.

Бен Стоун

2011

Источник

Поделиться: