Райан Шосслер: О квакерском сообществе в Монтеверде (Коста-Рика)

Марвин Роквелл – человек, который знает множество историй. Родом из Фэрхоупа, Алабама (США), 92-летний Роквелл практически ежедневно рассказывает о своей жизни студентам, туристам, иначе говоря, всем, кто заинтересовался Монтеверде – небольшим городком в тропических лесах на северо-западном горном плато в Коста-Рике. Он всюду носит с собой пластиковую коробку с фотографиями. И для каждой у него есть история.

Марвин – родоначальник малочисленной диаспоры американцев, которые, более шести десятилетий назад покинули свою страну, когда почувствовали, что их религиозные ценности стали подвергаться угрозе. Их влияние на этот традиционно сельскохозяйственный район оказалось значительным, и они все еще заметная часть населения здешних мест.

Но времена меняются в Монтеверде. Бум туризма, преобразовавший экономику, изменяющийся климат, природоохранные мероприятия и модернизация продолжают формировать сообщество в нечто, что многие самые ранние квакерские поселенцы не могли бы и представить себе.

При этом сообщество пережило все это бок о бок со своими костариканскими соседями, а учреждения, которые они создали – такие как школа – продолжают быть некой основой развития в регионе. Несмотря на все перемены и заботы о будущем, кажется, что историю о Монтеверде нельзя рассказать, не упомянув о квакере из Фэрхоупа.

history1-muddy-road-300x222

Дорога на Монтеверде в 1951 году. Фото: mfschool.org

Роквелл отправился в Монтеверде 64 года назад. Шел 1951 год. В то время ему было 28, и он только что отбыл треть18-месячного тюремного срока с тремя другими членами сообщества. Мужчины отказались регистрироваться в призывном пункте. Они были квакерами – членами религиозного течения с сильным акцентом на отказ от насилия и равенство.

Лишение человека жизни противоречит убеждениям квакеров, но отказ от прохождения обязательной военной службы в Соединенных Штатах являлся незаконным.

«Мы и другие в собрании завели разговор об этом и решили, что мы должны покинуть Штаты», – сказал Роквелл. Собрание – конгрегация квакеров. Официальное название деноминации – Религиозное общество Друзей.

Квакеры из Фэрхоупа начали искать новое место для жизни. Канада – слишком холодна. Австралия и Новая Зеландия – слишком далеки. Группа стала рассматривать страны Латинской Америки. Одна пара отправилась в поездку по нескольким странам в этом регионе, чтобы найти новый дом для сообщества. Они выбрали Коста-Рику: «которая упразднила свою армию в 1948 году», – сказал Роквелл с усмешкой.

Марвин Роквелл

Марвин Роквелл

Всего лишь через восемь дней после истечения срока приговора, Роквелл присоединился к 11 семьям квакеров (всего 44 человека) из Фэрхоупа в рамках исхода в Коста-Рику. Некоторые полетели; Роквелл же и его семья, включая его 72-летнего отца и 65-летнюю мать, поехали. Путь от Фэрхоупа до Сан-Хосе, столицы Коста-Рики, занял три месяца. Потребовался целый месяц, чтобы добраться до ближайшего города на границе с Никарагуа, который находился на расстоянии 12 миль. Это было до завершения строительство Панамериканского шоссе. Квакеры из Алабамы прокладывали свой путь по бездорожью.

Эта необычная история, которая больше походит на фантастику. Квакеры медленно продвигались на юг по Латинской Америке, изучая по пути испанский язык. Роквелл вспомнил один случай. Некоторые члены их группы плавали в реке после пересечения границы между Никарагуа и Коста-Рикой. Они заметили, нескольких местных жителей, отчаянно кричащих им по-испански. Именно тогда они узнали, как будет  по-испански «акула».

«Конечно же, мы видели серый плавник, появившийся из-под воды», – сказал Роквелл, держа свою руку так, чтобы она походила на спинной плавник акулы. Бычьи акулы, как известно, иногда водятся в реках Коста-Рики.

Сообщество поселилось в горном сельскохозяйственном районе, который стал известен как Монтеверде. По прибытию, квакеры улучшили дороги, стали использовать гидроэлектроэнергию и построили двуязычную школу. Сообщество основало первую корпорацию в регионе – сыроварню, которая по случайному стечению обстоятельств стала использовать емкости «Quaker Oats» в качестве форм. Роквелл, который получил базовую медицинскую подготовку во время Второй мировой войны, выявил эпидемию гепатита в регионе. Сообщество создало первый лесной заповедник в регионе вокруг верховья источника, водами которого они пользовались.

Окрестности Монтеверде, Коста-Рика. Фото: www.monteverdetours.com

Окрестности Монтеверде, Коста-Рика. Фото: www.monteverdetours.com

«Сообщество квакеров оказало очень сильное влияние на коренное население из-за его философии мира», – сказала давняя жительница Патрисия Химинес Кастильо.

Квакеры вступали в брак с местными жителями. Роквелл и его жена имели трех детей и усыновили еще двоих.

«Здесь совсем не так как в Штатах», – сказал Бенито Гиндон, квакер, чьи тогда только что поженившиеся родители являлись частью первой группы, прибывшей из Алабамы. «Я определенно унаследовал способ мышления и образ жизни от моих родителей, которые приехали из Соединенных Штатов».

Гиндон, который носил густую белую бороду и красный берет, родился в Монтеверде в 1958 году. Он не идентифицирует себя как американца, даже при том, что у него есть американское гражданство и паспорт. «В те времена, когда я жил в Соединенных Штатах, я чувствовал себя иностранцем», – говорил он. «Здесь же я чувствую себя как дома».

Многие квакеры, живущие в Монтеверде, неоднократно уезжали в Соединенные Штаты на короткое время, но большая их часть возвращалась, и сообщество продолжало расти. За эти годы квакеры из Соединенных Штатов приезжали и уезжали, и сегодня в собрании состоит приблизительно 90 участников, по словам Роквелла. Более 100 учеников посещают двуязычную школу, главным образом дети не из семей квакеров.

friends-school-Monteverde

Квакерская школа в Монтеверде, Коста-Рика. Фото: www.monteverdetours.com

«За последние пару лет, появились как минимум две семьи, которые переехали из Соединенных Штатов в Монтеверде, чтобы отправить своих детей в нашу школу», – сказал Роквелл.

Смиты – одна из тех семей. В 2004 году Ран и Николетт Смит приехали в Монтеверде из Остина, Техас, со своей 3-летней дочерью.

«Причина заключалась в том, чтобы воспользоваться возможностью переехать за границу и попробовать другой образ жизни», – сказала Николетт Смит. Ее дочь и сын, который родился в Монтеверде, оба учатся в школе квакеров.

квакеры улыбаются

Собрание в Монтеверде, Коста-Рика, 1995 год

Но в отличие от большинства людей, которые переехали в Монтеверде, Ран и Николетт Смит стали квакерами только недавно, в 2012 и 2013 году соответственно. В свои 40 они вдвоем самые молодые из взрослых в собрании.

«Из приблизительно 90 членов собрания в Монтеверде только около 17 “трудоспособные” и активные», – сказала Николетт Смит. Их религия из тех, что не занимаются прозелитизмом, таким образом новые члены присоединяются только по их собственной инициативе, и таковых за последние годы было не немного.

«Если мы будем продолжать принимать новых участников с такой скоростью, нам нужно будем иметь больше детей», – сказала она.

«Если к нам не будет приходить больше людей, то сообщество умрет», – сказал Ран Смит. «У нас больше регулярных участников, чем членов, и такая ситуация во многих собраниях. Это системное явление в Обществе Друзей в целом».

Согласно данным Эрлхемской школы религии во всем мире насчитывается приблизительно 360 000 квакеров, примерно 86 000 из которых живут в Соединенных Штатах. Американские мужчины все еще должны вставать на воинский учет, когда им исполняется 18 лет. Для женщин вставать на воинский учет противозаконно, даже добровольно. Отказ вставать на учет наказывается лишением свободы сроком до пяти лет с отбыванием в федеральной тюрьме и штрафом в размере 250 000 долларов, хотя за это никого не привлекали к ответственности с 1987 года.

Роквелл является самым старшим из шести первых мигрантов из Фэрхоупа, из ныне живущих. Он был свидетелем десятилетий преобразований, которые изменили этот регион. Фабрика по производству сыра, основанная сообществом, изготавливала 350 фунтов сыра в неделю; сегодня она производит 8 000 фунтов в день. А предприятие два года назад был куплено мексиканской корпорацией. Когда сообщество прибыло в 1950 году в Монтеверде, в регионе насчитывалось всего 500 костариканцев. Сегодня там живет приблизительно 7 000 человек. Это место стало всемирно известным из-за своего биоразнообразия, экологического и приключенческого туризма.

Наиболее значимыми изменениями, которые наблюдали квакеры в этом регионе, стали увеличение потока приезжих и сдвиг экономической основы региона с сельского хозяйства в сторону туризма. Число туристов в 1970-х и 1980-х, согласно Институту Монтеверде, едва насчитывало пару тысяч в год. В прошлом [2014] году в Монтеверде побывало почти 200 000 туристов.

«Конечно, они и не могли об этом подумать, когда впервые приехали сюда», – сказал Гиндон о своих родителях и других переселенцах из Фэрхоупа.

Культуры американских квакеров и костариканских католиков «конечно интегрировались», добавил он. Эти два сообщества сотрудничают в мероприятиях по сбору средств на строительство новой католической церкви, а также нового дома собраний квакеров. Сообщества сотрудничают в борьбе с оборотом наркотиков и мелким хулиганством, которые появились с притоком туристов.

«Квакерский дом собраний в Монтеверде». Пол Смит. 2011 год

«Квакерский дом собраний в Монтеверде». Пол Смит. 2011. Источник: www.monteverdetours.com

Гиндон сказал, что сейчас местные принимают его за туриста или гринго чаще, чем раньше, несмотря на огромное количество лет, проведенных им в местных лесах.

«Независимо от этих изменений, – сказал Роквелл, – я надеюсь, что мы будем жить здесь еще многие годы после того, как я умру».

Источник: america.aljazeera.com, январь 2015 год