Декларация безвредных и невинных людей Божьих, называемых квакерами

ДЕКЛАРАЦИЯ БЕЗВРЕДНЫХ И НЕВИННЫХ ЛЮДЕЙ БОЖЬИХ, НАЗЫВАЕМЫХ КВАКЕРАМИ, ПРОТИВ ВСЯКОЙ СМУТЫ, ЗАГОВОРЩИКОВ И БОРЦОВ В МИРЕ: ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ОСНОВ РЕВНОСТИ И ПОДОЗРЕНИЙ СО СТОРОНЫ СУДЕЙ И ТЕХ, КТО ЗАМЫШЛЯЕТ ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ

Джордж Фокс и другие
Представлено королю 21 числа 11 месяца 1660 года

Наш принцип и практики всегда заключались в том, чтобы искать мира и поддерживать его; дабы следовать праведности и знанию Бога; ища добра и благополучия и делая то, что ведет к общему миру. Мы знаем, что войны и сражения происходят из людских вожделений, как сказано у Иакова 4:1-3, Господь освободил нас от этого, а значит – и от причин войны. Причины войны и сама война (в ходе которой завистливые люди, которые любят себя больше, чем Бога, грешат, убивают и желают захватить человеческие жизни или чужие владения) происходит из вожделений. Все кровавые принципы и практики во всем, что имеет к нам отношение, мы полностью отрицаем; со всеми внешними войнами и борьбой, и сражениями внешним оружием, во имя каких бы то ни было целей или по какому бы то ни было поводу; вот наше свидетельство целому миру.

И на это нам возражают: «Но хотя вы сейчас говорите, что не можете сражаться и не берете в руки оружие, а если Дух подвигнет вас, тогда вы смените свои принципы и продадите одежду, чтобы купить меч и сражаться за царство Христа».

На то мы отвечаем, что Христос сказал Петру: «Вложи меч в ножны», хотя ранее он говорил, чтобы тот, у кого нет меча, продал одежду и купил меч (во исполнение закона и Писания), и все же затем Христос запретил Петру использовать меч, сказав: «поднявший меч, от меча и погибнет». И далее Христос сказал Пилату: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?». И для Петра, должно быть, оказалось достаточным (Лука 22:36), когда, после того, как он поднял меч, Христос сказал ему «поднявший меч, от меча и погибнет», чего достаточно и для нас (Мф. 26:51-53). А в «Откровении» сказано: «Кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откровение 13:10). Итак, царство Христа не от мира сего, а потому его слуги не воюют, как он и сказал Пилату – судье, который его распял. И разве они не считали, что Христос поднимает смуту? А он разве не молился: «Прости им»? Но именно для того многие из нас причислены к правонарушителям и борцам, чтобы могло исполниться Писание.

Что неизменен ведущий нас Дух Христа, однажды велевший нам отстраниться от чего-то, как от злого, чтобы не подвигать нас к этому вновь; и мы точно знаем и свидетельствуем миру, что Дух Христа, который ведет нас во всякую истину, никогда не заставит нас сражаться и воевать внешним оружием против какого-либо человека, ни за царство Христа, ни за царства этого мира.

Во-первых, потому что Бог по обетованию своему вознесет царство Христа и даст ему расти и процветать в праведности; «не могуществом, не властью (внешнего меча), но духом Своим, – сказал Господь» (Зах 5:6). Итак, применяющих оружие, чтобы сражаться за Христа или утверждать его царство или правление, – их дух, принцип и практику мы отрицаем.

Во-вторых, мы искренне желаем и ждем того, чтобы благодаря Слову Божьей власти и его действенному влиянию в людских сердцах, царства этого мира могли стать царствами Господа и Христа; чтобы он мог править и господствовать в человечестве своим Духом и истиной; и чтобы, поэтому, все люди самых разных исповеданий, могли быть приведены в единство с Богом и друг другом; так чтобы они все способны были свидетельствовать словами пророка, который сказал: «не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исайя 2:4, Мих. 4:3).

Итак, мы, кого Господь призвал к послушанию своей истины, отвергаем войны и сражения и не можем более учиться им. Уверенное свидетельство миру, правда наших сердец состоят в том, что, как Бог наставляет сердце каждого человека веровать, так людям и следует это воспринимать. Ибо мы не стали, подобно некоторым другим, вдаваться в хитроумно выстроенные россказни, и никогда мы не отказывались на практике от того, что исповедовали в принципе; но в искренности и правдивости, а также по слову Божьему, старались мы показать всем людям, что как мы сами, так и пути наши должны быть свидетельством в каждом человеческом сердце.

И раз уж о нас была рассказана всякого рода ложь, мы, поэтому, говорим чистую правду своих сердец, чтобы устранить основание такого оскорбления; так чтобы, будучи невиновными, мы не страдали за прегрешения других людей и не становились жертвами по воле человеческой из-за того, в чем никогда не были виноваты; но в праведности своих сердец мы можем властью Бога, ради наказания злодеев и молитвы о них, поступать хорошо, жить мирно и праведно, во всей святости и честности. Ибо, хотя мы всегда страдали, а теперь еще больше страдаем, все-таки мы знаем, что это – во имя праведности; «ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас» (2 Кор. 1:12), что, по нашему разумению, служит свидетельством для врагов наших. Ибо мы можем объявить всему миру, что не причинили зла ни одному человеку, не применяли силу против кого-либо, не были виновны ни в заговорах, ни в смуте. Когда с нами поступали плохо, мы не пытались отомстить за себя; мы не оказывали сопротивления властям; но там, где нам приходилось следовать велению совести, мы страдали больше всех в народе. Нас сосчитали как овец для бойни, притесняли и унижали, избивали, ранили, заковывали в кандалы, пороли, заключали в тюрьмы, изгоняли из синагог, бросали в темницы под гибельные своды, где многие из нас умерли в узах, отлучали нас от друзей, на долгие дни лишали самого необходимого пропитания и учиняли тому подобные жестокости.

И все эти страдания причинялись не за какое-либо содеянное нами зло, но за вещи, связанные с нашим богослужением и выполнением Божьих наставлений. Ибо, за какое другое дело мы добровольно отдали бы в жертву свои тела, чтобы не ослушаться Господа; ведь мы знаем, что доколе Господь держит нас невиновными, он заступится за нас, когда нет другого заступника на всей земле. А потому, повинуясь его истине, мы не так любим свою жизнь до самой смерти, как любим то, что способны исполнять его волю и не причинять вреда никому в нашем поколении, но искать добра и мира для всех людей. Он заповедал нам, чтобы мы не клялись (Мф. 5:34); также заповедал, чтобы мы не убивали (Мф.5); так что мы не можем ни убивать людей, ни клясться за или против них. В этом наши принципы и практика, и так было изначально; и если мы страдаем из-за подозрения в том, что можем взять в руки оружие и начать сражаться против кого-либо, то мы не давали поводов для такого подозрения; ибо этого в сердцах наших не было и нет, с тех пор как мы обрели Божью истину; и никогда мы не поднимем оружие, ибо это противно Духу Христа, его идеям и практике его апостолов; противно тому, ради кого мы подвергаемся всем страданиям и все терпим.

И когда люди выходили против нас с кольями, палками, обнаженными шпагами и заряженными пистолетами, нас били, резали и унижали, мы никогда не противились им; но подставляли свои волосы, спины и щеки. Не делает чести для мужества или благородства нападение на безобидных людей, которые не поднимут руки на противника и которые не вооружены.

А потому обдумайте все это, вы, мужи понимающие; ибо заговорщики, подстрекатели восстаний, шумные и драчливые, бегающие друг за другом с мечами, кольями, палками и пистолетами; они, как мы говорим, – от мира, и основание их происходит из этого неправедного мира, от основания, по которому Агнец был заклан; тот Агнец, что освободил нас от неправедного мира, и мы – не от этого мира, но наследуем мир, которому нет конца, и царство, куда не проникает никакое зло. Наше оружие – духовное, а не плотское, и все же способное, благодаря Богу, низвергнуть оплот греха и сатаны, порождающего войны, сражение, убийство и заговоры. Наши мечи перекованы на орала, а копья – на серпы, как было предсказано в Мих. 4. А потому мы больше не можем ни учиться войне, ни восставать против другого народа или царства с внешним оружием, хотя вы и причислили нас к злодеям и заговорщикам. Господь знает о нашей невиновности в этом и заступится за нас перед всеми людьми на земле в день их осуждения, когда всякому человеку воздастся по делам его.

Поэтому в любви мы предостерегаем вас, ради блага ваших душ, не вредите невиновным, не причиняйте зла детям Христа, находящимся в руке его, о ком он заботится как о зенице ока своего; и не пытайтесь разрушить наследие Божье, не обращайте свои мечи против тех, для которых закон не предназначен – т.е. праведников; закон предназначен для грешников и злодеев, чтобы сдерживать их. Для тех, кто не мирен, не любит врагов своих и не может преодолеть зло добром, кто причиняет зло друзьям вашим, а также друзьям всех людей, желающим добра вам и всем людям на земле. Если вы притесняете нас, как это делали с детьми Израиля в Египте, и если преследуете нас, как это было, когда родился Христос, и во времена ранних христиан; мы можем сказать «прости вас Господь» и предоставить Господу разбираться с вами, и мы не будем сами мстить вам. Если вы говорите, как сказал совет Петру и Иоанну «чтобы не говорили об имени сем», и если вы служите нам, как они служили трем детям, о которых сказано у Даниила, неизменен предвечный Бог, кто держит невиновных в руках своих.

О, Друзья, не оскорбляйте Господа и принадлежащих ему малых сих, не причиняйте боль его народу; но одумайтесь и усмиритесь. Не бегите поспешно, но уразумейте милость, справедливость и правосудие; на этом пути вы будете процветать и обретете почет пред Господом. Наши собрания были прекращены и разрушены в дни Оливера под предлогом того, что мы будто бы устраивали заговор против него; во времена Комитета безопасности нас считали сторонниками короля Карла; а теперь наши мирные собрания обвиняются в крамоле. О, эти люди, должно быть, лишились разума и пошли против собственной совести; зная, что мы столько перенесли и были объявлены заговорщиками с самого начала, хотя мы заявляли им и устно, и в печати, что не имеем отношения ни к чему такому! Мы страдали все это время, потому что не соглашались поднимать плотское оружие, чтобы сражаться, и потому нас сделали жертвами, что мы – мирные овцы Христовы и не можем мстить за себя! Все это оставляется на рассмотрение вашим сердцам; но мы пребываем вне этих предметов, в смирении святых; и мы знаем, что, как сказал Христос: «Всякий, кто берется за меч, от меча и погибнет» (Мф. 26:52; Откр. 13:10).

Это передано от людей, называемых квакерами, для разъяснения королю и его совету, и всем тем, кто питает к нам какую-либо ревность, чтобы удалено было всякое основание для подозрений, и стала очевидной наша невиновность.

Джордж Фокс, Джеральд Робертс, Генри Фелл, Ричард Хабберторн, Джон Болтон, Джон Хинд, Джон Стаббс, Леонард Фелл, Джон Ферли-мл., Френсис Хоугилл, Сэмюэл Фишер, Томас Мор

Постскриптум. Хотя нас причислили к заговорщикам и передали грубым, безжалостным людям, разрушающим наши собрания, где мы наставляем друг друга в своей святой вере и вместе молимся предвечному Господу, он остается нашим защитником и в эти дни. Господь сказал: «Но боящиеся Бога говорят друг другу», как у Малахии [Мал. 3:16, – прим. переводчика]; что они – его драгоценности. Ибо в данном случае, не совершив ничего дурного, мы оказываемся брошены в темницы, подвалы, исправительные дома, тюрьмы (не щадят ни старых, ни молодых, ни мужчин, ни женщин), и нас делают жертвами на глазах всех народов, под предлогом того, что мы – заговорщики и пр., так что грубые люди захватывают наше имущество. На это мы говорим: «Прости им, Господи, что они делают с нами», тем, кто заставляет нас страдать; и никогда мы не поднимем руки против тех, кто так поступает с нами; но желаем, чтобы Господь умилостивил их, и они задумались о том, что делают. Ибо как теперь могут они воздать нам за то, что сделали с нами? Кто всем народам объявил нас заговорщиками, хотя никогда мы не предавали соратников, поскольку знали, что в нас явлены жизнь и власть Иисуса Христа, освободившего нас от всего мира, всяких дел тьмы, а, потому – и от заговорщиков, и так мы узнали избрание прежде начала мира. Поэтому, мы просим Господа смилостивиться и простить наших врагов за все, что они нам причинили!

О, делайте так, как вы хотели бы, чтобы делали вам; поступайте так, как вам хотелось бы, чтоб с вами поступали; ибо в этом закон и пророки.

Все заговоры, мятежи и восстания мы отрицаем, зная, что они от дьявола, убийцы; все это мы превозмогаем во Христе, который был раньше этого. И все войны и сражения плотским оружием мы отвергаем, имея меч Духа; и все направленное против нас зло мы оставляем Господу. Это снимает с нас обвинение в том, что мы – смутьяны и заговорщики.

Добавлено при переиздании

УВАЖАЕМОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Этому нашему свидетельству больше двадцати лет; с тех пор мы не были замечены в противоречащих ему деяниях и не будем нарушать его впредь; ибо неизменна истина, которой мы руководствуемся. И сейчас этот документ переиздается для современных людей, многие из которых были тогда детьми, и он служит нашим уверенным свидетельством против всяческих заговоров и сражений с плотским оружием. И если кто-то, отходя от истины, сделает это, тогда наше свидетельство истины – против них, и будет оно над ними, и правда о них откроется.

Перевод Н. Журавенковой, 2015

Декларация безвредных и невинных людей Божьих, называемых квакерами

Первая страница англоязычного оригинала Декларации

Источник: www.qhpress.org
Текст из 2 тома 200-летнего издания «Дневника» Джорджа Фокса, Лондон
Ассоциация Трактатов Друзей – 1891 год