Внутренний Свет. Информация для Википедии

Внутренний Свет Бога; находящийся в человеке Свет Христа; то, что от Бога; Дух Божий в нас; Свет внутри и внутренний свет – близкие по смыслу словосочетания, обычно используемые в Религиозном обществе Друзей как метафоры света Христа, пребывающего на или в людях. Внутренний Светinward light в английском – намного более древнее понятие, которое применяли ранние Друзья, говоря о сияющем в них свете Христа; тогда как современный термин inner light используется в появившейся в XX столетии доктрине либеральной ветви Религиозного общества Друзей. Определение внутреннего света (inner light), впервые введенное в обращение в 1904 г. Руфусом Джонсом, таково: «Внутренний Свет – это идея о том, что существует нечто Божественное, «то, что от Бога в человеческой душе». [1] Джонс доказывал, что доктрину внутреннего света разделяли Джордж Фокс и другие ранние квакеры, но некоторые квакерские теологи и историки, в особенности Льюис Бенсон, отрицали эту точку зрения. [2]

Слово «свет» обычно используется христианами (включая квакеров) как метафора Христа, происходящая из многих библейских стихов, включая Евангелие от Иоанна 8:12: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Либеральные квакеры приняли эту идею – идти в свете Христа, что означает присутствие Бога внутри человека, а также прямое и непосредственное личное восприятие Бога, хотя представления об этом отличаются у Друзей в разных годовых собраниях.

Либеральные квакеры верят не только в то, что этот внутренний свет может вести отдельных людей, но также и в то, что Друзья могут собираться вместе, чтобы обрести общее водительство Божье, делясь друг с другом индивидуальными заботами и полученными откровениями. [3] Такое часто происходит на молитвенных собраниях. Швейцарский квакер Пьер Лаку в книге «Бог есть молчание» описывает «молчание, которое активно заставляет воссиять Внутренний Свет» [4]. На собрании Друзей «служением» обычно называется высказывание из молчания, когда кто-то из присутствующих делится вслух тем, что открыл ему или ей Внутренний Свет.

внутренний свет

Квакерский гобелен, посвященный божественному свету

Родственные термины

Термины, схожие по значению с Внутренним Светом (Inner Light), включают Свет Бога, Свет Христа, то, что от Бога, Дух Божий в нас и Свет внутри. Современные Друзья часто используют их взаимозаменяемо, по некоторым мнениям их подобным образом использовали и ранние Друзья. Отдельные люди также отождествляют это понятие с выражением «то, что от Бога в каждом», впервые использованном одним из основателей Общества Друзей, Джорджем Фоксом. («Дневник Джорджа Фокса», под редакцией Джона Никалса, опубликованный Религиозным обществом Друзей в 1975 г.).

Родственный термин Inward light встречается в старинных квакерских материалах, но сейчас так часто не используется. Изначально, термин Inward light использовался чаще, чем Inner Light. [5] «Внутренний Свет», в этом смысле, связан с образом людей, просветленных светом Бога или Христа, а не собственным человеческим светом внутри них. Хотя сегодня эти термины часто используются в английском языке взаимозаменяемо, квакерский историк Пинк Данделаен считает, что передаваемые ими значения смешались после неправильного использования их в качестве синонимов Руфусом Джонсом. [6]

Истоки

Вера Друзей в существование Внутреннего Света берет начало от основателя квакерского движения, Джорджа Фокса.

Идея Друзей о том, что Внутренний Свет пребывает в каждом человеке, базируется, отчасти, на отрывке из Нового Завета, а именно Евангелии от Иоанна 1:9, где говорится: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Друзьям кажется важной часть стиха, указывающая на то, что каждый человек рождается со Светом внутри. Ранние Друзья сделали этот отрывок своим девизом и часто говорили о себе, как о «Детях Света».

Основоположник движения, которое затем превратилось в Религиозное общество Друзей, Джордж Фокс провозгласил, что обрел непосредственное восприятие Бога. Изучив различные религиозные секты, он пришел к заключению о том, что не одна из них не может служить для него высшим руководителем. И тогда, по его собственному признанию, он услышал голос, который сказал ему: «Существует один лишь Иисус Христос, только он может объяснить твое состояние». Джордж Фокс чувствовал, что Бог хотел, чтобы он учил других людей не полагаться на человеческих учителей или руководителей, поскольку никто из них не мог напрямую воспринимать Бога и слышать его голос внутри себя. Фокс написал в своем дневнике: «Я был рад получить приказание обращать людей к этому Внутреннему Свету (inward light), духу и милости, благодаря которым все могут узнать свое спасение и путь к Богу; именно этот божественный Дух поведет их ко всякой Истине, и он, вне всякого сомнения, никогда никого не обманет». [7] Фокс говорил, что Христос, Свет, пришел сам учить свой народ; чтобы «людям не нужно было никакого учителя, кроме Света, пребывающего во всех мужчинах и женщинах» (как обретенное ими помазание); [7] если люди будут молчать, ожидая Бога, Свет научит их, как им жить, даст им знание о Христе, покажет состояние их сердец; любящих Свет он освободит от «причины греха»; и вскоре после этого Христос вернется во славе, чтобы установить Царство свое в их сердцах. Фокс призывал разрушить грех Светом внутри, как Крестом Христа, Властью Бога.

Об этом Фокс писал: «Теперь вы, знающие власть Бога, пришли к тому, что есть крест Христа, распинающий вас для того состояния, в котором Адам и Ева были в грехопадении, а значит, и для мира; этой властью Бога вы начнете видеть состояние, в котором они были до своего падения. И власть Бога – это Крест, в котором состоит бесконечная слава; что ведет в праведность, святость и образ Божий и распинает неправедность, небожественность и образ Сатаны». Крест – не «мертвый факт, выброшенный на отмель давно забытых времен», но живой опыт в глубине сердца верующего, меняющий всю его жизнь. «Вы, кто знает силу и чувствует ее, вы чувствуете Крест Христа, вы чувствуете Благую Весть, которая и есть власть Бога спасти каждого верующего». Всякое подлинное восприятие Креста должно вести, по убеждению Фокса, к тому же жизненному пути, как тот, что привел сюда Учителя – пути смирения и непротивления, преодоления зла единственной силой любви и добра. Фоксу представлялось, что христианское духовенство уклонилось на противоположный этому жизненный путь. Он пишет преследователям: «Плоды дел ваших являют, что вы не от этой (высшей мудрости); а, значит, находитесь вне власти Бога, которая есть Крест Христа; ибо вы, преследуя, пребываете в миру, вне силы Бога, вне Креста Христова». [8]

Позже Роберт Баркли, апологет Общества Друзей, написал: «Тогда была обретена самая определенная доктрина; суть ее заключалась в присутствии евангелического и спасающего Света в каждом человеке, во всеобщности любви и благодати Божьей в отношении человечества, что проявляется и утверждается как в смерти Иисуса Христа, возлюбленного сына Божьего, так и в проявлении Света в сердце, вопреки всем отрицающим это возражениям». Как показывают цитаты, и Баркли, и Фокс связывали Свет не только с экспериментальным знанием Бога, но и с благодатью и милостью, которые ведут к спасению от греха и принятию человека Богом.

Универсализм

Основываясь на учениях Фокса, Баркли и других уважаемых лидеров, либеральные ветви Общества Друзей относят себя к универсалистам – к той или иной форме универсализма. Некоторые Друзья сегодня причисляют себя к христианскому универсализму, основанному на вере в то, что все люди уже спасены от греха или вскоре спасутся от него через смерть Иисуса и присутствие Святого Духа внутри. Иными словами, благодаря тому, что Свет находится внутри каждого, никто не окончит свое существование в аду. Другие Друзья, как, например, Квакерская универсалистская группа, идут еще дальше в своих убеждениях. Они верят в то, что людям нужно не признание Иисуса Христа, как таковое, и что люди разных вероисповеданий или даже вовсе нерелигиозные пребывают в свете, а значит, их не требуется спасать. Третий сегмент Общества Друзей – евангелические Друзья, которые не относят себя к универсалистам. Они верят в то, что Свет присутствует внутри всех людей, а потому у них есть возможность спастись, но лишь те, кто открыл себя Свету и принял спасение, даруемое Иисусом Христом, действительно спасены.

Отличие от других внутренних источников

Важно заметить, что многие Друзья отличают это божественное руководство (или «побуждения», или «водительства Духа») как от исходящих изнутри импульсов, так и от общих моральных норм. На самом деле, как указала Марианна МакМюллен, человек может ощутить побуждение сказать на собрании нечто, противоположное тому, что он или она думают. [9] Другими словами, Друзья, как правило, отождествляют Внутренний Свет не с совестью или нравственной чувствительностью, но с чем-то более высоким и глубоким, обучающим, а иногда и поправляющим эти аспекты человеческой природы.

Отличие от правил и религиозных кредо

Исторически Друзья питали подозрение в отношении формальных символов веры или не основанной на опыте религиозной философии. Вместо них человека должен вести Внутренний Учитель, Внутренний Свет. Это, однако, не означает, что Друзьям разрешается поступать, как им заблагорассудится; квакерам надлежит принимать во внимание мудрость других Друзей, поскольку каждому человеку следует прислушиваться к Внутреннему Свету в других, так же как и в себе. Друзья создали процедуры для коллективного различения и следования Духу при принятии решений.

Квакерские деловые процедуры собраны воедино в книге «Вера и практика», которая периодически пересматривается. Многие или большинство книг «Веры и практики» содержат следующий отрывок, изначально относившийся к списку «Советов», опубликованных в 1656 году и показывающий особое отношение Друзей к Внутреннему Свету:

Дражайшие возлюбленные Друзья, эти предметы мы возлагаем на вас не в качестве правила или формы для следования, но дабы все могли руководствоваться мерой света, который чист и свят; и чтобы так, в свете следуя, можно было исполнять их в Духе, не от буквы, ибо буква убивает, а Дух животворит. [10]

В Библии

Друзья не едины в своей оценке степени важности Внутреннего Света в том, что касается Библии. Большинство Друзей, особенно в прошлом, рассматривали Библию, как источник мудрости и руководства. Многие, если не все они, считали Писание вдохновленной Богом книгой. Но квакеры, в общем, были склонны полагаться на предназначенное именно им личное водительство Бога, как на больший авторитет, нежели библейский текст. Ранние Друзья, такие как Джодж Фокс и Роберт Баркли, не верили, что побуждения, которые исходили истинно от Духа, могли противоречить Писанию. Они, тем не менее, были убеждены в том, что для правильного понимания Библии необходим Внутренний Свет, который объяснит ее и научит человека, как применять библейские учения в современных ситуациях. В Соединенных Штатах в XIX веке некоторые Друзья пришли к заключению о том, что другие квакеры использовали концепцию Внутреннего Света для оправдания небиблейских взглядов. Эти Друзья-фундаменталисты считали, что Библия более авторитетна, чем Внутренний Свет, и что ею следует проверять личные водительства. Друзья остаются формально разделенными в этом вопросе, хотя и сохраняют уважительное отношение к оппонентам.

Примечания

1. Jones, Rufus (1904). Social Law in the Spiritual World: Studies in Human and Divine Inter-Relationship. pp. 167–168.
2. Benson, Lewis (1969). That of God in every man: What did George Fox mean by it?.
3. Britain Yearly Meeting (1994). “Quaker Faith and Practice (Third edition) – Advices and Queries”. Britain Yearly Meeting. Retrieved 2008-03-26. We can worship alone, but when we join with others in expectant waiting we may discover a deeper sense of God’s presence.
4. Lacout, Pierre (1993). God is silence (in French and translated into English). John Kay (trans.) (Pocket ed.). London: Quaker Home Service. p. 20. ISBN 0-85245-253-5.
5. Richard Vann. “Review of Rosemary Moore, The Light in Their Consciences: The Early Quakers in Britain 1646–1666,” H-Albion, H-Net Reviews, July, 2001.
6. Pink Dandelion. An Introduction to Quakerism. Cambridge, Eng.: Cambridge University Press, 2007, p. 132-132.
7. Quotes by George Fox in his journal
8. Edward Grubb (1925). “Quaker Thought & History; Chapter 1 – George Fox and Christian Theology”. The MacMillan Company. Retrieved 2008-12-17. Now ye that know the power of God and are come to it— which is the Cross of Christ…
9. Margaret Hope Bacon, 1986
10. NY Yearly Meeting on Faith

Источник

  1 comment for “Внутренний Свет. Информация для Википедии

Comments are closed.